Interested Article - Ткачи (пьеса)
- 2020-12-07
- 2
«Ткачи» ( нем. «Die Weber» ) — социально-политическая драма Герхарта Гауптмана , созданная в 1892 году. Пьеса считается наиболее известным текстом Гауптмана [ источник не указан 549 дней ] . Он выступил здесь как художник- новатор , впервые запечатлевший в немецкой драме ключевые социальные конфликты эпохи.
История создания пьесы
Герхарт Гауптман жил в Зальцбрунне , в котором было много ткацких фабрик. По этой причине он хорошо представлял себе жизнь рабочих-ткачей. Впоследствии он прославился благодаря описанию страданий и бунта знакомых ему с детства рабочих. Обращение Гауптмана к острой социальной теме было продиктовано действительностью, которая выдвинула эту тему на первый план. О нужде и страданиях народных масс писали М. Хальбе , А. Хольц , М. Кретцер и многие другие. Социальный вопрос стоял на повестке дня. Избрав темой своей пьесы , Гауптман повествует прежде всего о проблемах Германии 1890-х гг .
Гауптман отправился в места, где произошло июньское восстание, в 1891 году, чтобы глубже почувствовать социально-психологическую атмосферу тех событий. Личные впечатления, рассказ отца, Гауптман сверял с историческими документами, трудами историков. Больше всего он опирался на работу, написанную социалистом и соратником Маркса Вильгельмом Вольфом — «Нужда и восстание в Силезии». При этом автор «Ткачей» не только использовал фактический материал, но во многом принял концепцию восстания, изложенную В. Вольфом .
Сюжет
Композиция произведения линейная. Описываются сцены из жизни ткачей, поражающие своей бедностью. Все это сменяется сценами из жизни людей «высших классов» — действие переносится из дома Анзоре в темную чистую забегаловку, затем — в роскошный дом Дрейсигера, завершается все в бедной обстановке, что, скорее всего, символизирует безнадёжность сопротивления и невозможность что-то изменить в несчастной судьбе рабочих. Впервые на немецкой сцене встречается классовый конфликт , который в открытой форме стал основой пьесы, где масса явилась не фоном, а действующей силой. В этом проявилось новаторство Гауптмана-драматурга.
Стремясь к широкому охвату событий, к воссозданию атмосферы общественных отношений и подробностей социальной обстановки, Гауптман вводит в пьесу более сорока персонажей, представляющих самые разные сословия и профессии. Ткачи становятся центральными героями. Сюжет «Ткачей» Гауптмана построен не вокруг одного главного героя, как это принято в традиционной драме. Он создает точно и ярко описанные массовые сцены, дающие возможность осмыслить ключевые проблемы времени . Такой крупный план сочетается с исследованием душевной организации личности героев. Герои массовых сцен подробно прописаны, они не статисты, а яркие и запоминающиеся личности.
С первого по четвёртый акт гнев рабочих становится всё сильнее, напряжение нарастает, достигая кульминации к пятому акту, где происходит собственно восстание. В каждом акте последовательно развивается ведущая тема и реализуется центральный конфликт. Бедственное положение ткачей особенно сильно раскрывается во втором акте, который происходит в доме ткача Анзорге. Здесь значительную роль играет ремарка: она перерастает в эмоционально насыщенную картину жизни ткачей и служит не только для определения места и времени, но даёт характерный, обобщённый портрет обездоленных, доведённых до отчаяния ткачей .
С приходом отставного солдата Морица Егера драматическое напряжение растёт ещё сильнее. Он знакомит ткачей с песней «Кровавый суд», властно их захватывающей. Эта песня становится идейно-композиционным стержнем произведения. Она звучит в наиболее напряжённых, поворотных моментах пьесы и подчеркивает внутреннее единство рабочих. Она помогла ткачам осознать их положение; она же зовёт к солидарности в борьбе с эксплуататорами.
В 3-м акте появляются новые герои. Из их реплик можно сделать вывод о том, что врагами трудящихся выступают и буржуа, и феодалы, и церковники, и буржуазно-юнкерское государство в целом. Гауптман таким образом подчёркивает, что выступление ткачей было не просто голодным бунтом, а выражением социального протеста.
В 4-м акте описан роскошный дом Дрейсигера, контрастирующий с жалкой лачугой ткачей. Здесь находятся и пастор, и начальник полиции, и жандарм. Ткачи громят дом Дрейсигера. Фабрикант со своим семейством трусливо бежит. Это кульминационный момент, предопределяющий скорую развязку .
В пятом акте местом действия является деревня Лангенбилау, куда скоро хлынет поток восставших. Власти начинают стрелять по ткачам, но те, возмущённые зверствами прусских войск, переходят в наступление. Пьеса заканчивается отступлением солдат и победой рабочих. Финал «Ткачей», как и у многих других пьес Гауптмана, является незавершённым. Автор не дает ясной оценки описанному, что провоцирует читателей и критиков к размышлению.
Пьеса задокументировала острую социальную критику, широко цитировалась немецкими социал-демократами ;
Характеристика героев
Главный герой пьесы — народ, чьи характеры переданы в первом акте: там дана широкая экспозиция, изображающая яркую картину социальной среды, в которой разворачивается борьба. Одновременно резко очерчены характеры, которые вступают в эту борьбу. Молодой ткач Бекер, обладающий мужеством и чувством человеческого достоинства, бросает вызов фабриканту Дрейсигеру. В их столкновении обнаруживается главный конфликт пьесы. Здесь намечается исходная ситуация, которая в дальнейшем получит разрешение. Бекер обличает фабриканта, наживающегося на поте и крови ткачей, а Дрейсигер прибегает к демагогии, пытаясь показать себя благодетелем рабочих .
Внешний конфликт драматург дополняет и усиливает внутренним конфликтом. Это относится и к таким персонажам, как Баумерт, Гильзе. Образ старика Баумерта и многих других персонажей развивается на протяжении всей пьесы, что отличает «Ткачей» от статичной натуралистической «драмы состояния». К этому типу драмы многие исследователи относят пьесу, видя в ней пять эпических сцен, лишённых внутренней связи и движения .
Герои
- Дрейсигер — фабрикант-угнетатель, конфликтный и жадный человек, одновременно большой трус;
- Пфейфер — приёмщик, бывший ткач, претенциозный человек, попрекающий своих недавних коллег;
- Бекер — молодой храбрый ткач, противостоящий Дрейсигеру;
- Нейман — кассир, жадный, придирчивый и скупой человек;
- Баумерт — бедный ткач, ответственный и заботливый. Содержит свою семью и всеми силами пытается прокормить родных;
- Егер — молодой мужественный и смелый солдат, сочувствующий Баумерту;
- Старик Гильзе — честный ткач; человек, который не готов бороться за лучшую жизнь, его устраивает то, что у него есть;
Примечания
- Аксельрод И. И. Социальные мотивы в драмах Гауптмана / Литературно-критические очерки. — Минск: Белтрестпечать, 1953. — 187 С.
- Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней — М.: Академия, 2003. — 510 С.
- ↑ Евлахов A.M. Герхарт Гауптман: путь его творческих исканий. — Ростов-на-Дону: Н. Д. Пастуха, 1917. — 151 С.
- Хализев В. Е. Драма как род литературы. — М.: Издательство Московского государственного университета, 1986. −256 С.
- ↑ Пронин В. А. История немецкой литературы. — М.: Логос, 2007. — 383 С.
Литература
- Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней — М.: Академия, 2003. — 510 С.
- Пронин В. А. История немецкой литературы. — М.: Логос, 2007. — 383 С.
- Хализев В. Е. Драма как род литературы. — М.: Издательство Московского государственного университета, 1986. −256 С.
- Евлахов A.M. Герхарт Гауптман: путь его творческих исканий. — Ростов-на-Дону: Н. Д. Пастуха, 1917. — 151 С.
- Аксельрод И. И. Социальные мотивы в драмах Гауптмана / Литературно-критические очерки. — Минск: Белтрестпечать, 1953. — 187 С.
Ссылки
- 2020-12-07
- 2