Interested Article - Захер-Мазох, Леопольд фон

Леопо́льд фон За́хер-Мáзoх ( нем. Leopold Ritter von Sacher-Masoch ; 27 января 1836 , Лемберг 9 марта 1895 , Франкфурт-на-Майне или ) — австрийский писатель .

В 1886 году психиатр и невролог Рихард фон Крафт-Эбинг ввёл новое понятие в психиатрии и сексопатологии , связанное с творчеством писателя, — мазохизм . В работе «Половая психопатия» фон Эбинг высказал предположение, что Леопольд фон Захер-Мазох сам имел данную сексуальную девиацию.

Биография

Ранние годы

Леопольд фон Захер-Мазох родился 27 января 1836 года в Лемберге (ныне Львов ) в католической семье. Отец его был начальником полиции Королевства Галиции и Лодомерии Леопольд фон Захер . В его родословной по отцовской линии есть испанские корни (один из предков, дон Матиас Захер в XVI веке поселился в Богемии ) и богемские немцы .

Его мать, Шарлотта ( нем. Charlotte von Masoch ), была дочерью ректора Львовского университета Франца фон Мазоха .

Леопольд, старший сын в семье, родился на девятом году брака родителей и сначала был такой хилый, что надежды на его выздоровление почти не было. Его здоровье начало улучшаться после того, как его отдали на выкармливание к украинской крестьянке ( нем. kleinrussische Bauerin ) из городка Винники под Лембергом. С её молоком он впитал и любовь к земле своего рождения, которая не покидала его до конца жизни. Впоследствии, уже будучи писателем, Захер-Мазох многое из услышанного из уст кормилицы вплетал в канву своих немецкоязычных новелл.

На месте дома, где родился будущий писатель, теперь стоит известный во Львове «Гранд-Отель» [ значимость факта? ] .

Когда Леопольду было 12 лет, семья переехала в Прагу, где мальчик выучил немецкий язык , на котором потом и писал свои произведения.

В родительском доме Леопольд воспитывался в атмосфере просветительского либерализма, характерной для времени правления Франца Иосифа . Уже в детстве в нём начали проявляться склонности, которые потом и сделали его знаменитым. Захер-Мазоха привлекали ситуации жестокости; ему нравилось смотреть на картины с изображением казней, а любимым чтением были жития мучеников. Важной личностью его детства стала графиня Ксенобия, родственница со стороны отца, которая была чрезвычайно красивой и в то же время жестокой женщиной. Однажды, играя в тайник со своими сёстрами, он спрятался в спальне графини и стал свидетелем того, как сначала графиня привела туда любовника, а через несколько минут в спальню ворвался её муж с двумя друзьями. Графиня побила и выгнала трёх непрошеных гостей, любовник убежал, а Леопольд неосмотрительно выдал своё присутствие, после чего графиня побила и его. Однако от её ударов мальчик чувствовал непонятное удовольствие. Мужчина вскоре вернулся, а Леопольд, спрятавшись за дверью, слышал удары кнута и стоны графа. Обиды, кнут и меха, которые любила носить графиня, стали постоянными мотивами в творчестве Захер-Мазоха, а женщин он с того времени воспринимал как существ, которых следует одновременно и любить, и ненавидеть.

Захер-Мазох был успешным учеником и студентом . В университетах Праги и Граца , куда он переезжает в 1854 году , Леопольд изучает юриспруденцию , математику и историю , и в возрасте 19 лет становится доктором права . Работал приват-доцентом в Грацском университете . В 1858 году анонимно опубликовал роман «Одна галицийская история. Год 1846». С того времени Захер-Мазох ежегодно создавал по книге, а то и больше, экспериментируя с самыми разнообразными литературными жанрами. Он писал исторические исследования (напр., «Восстание в Генте во времена правления Карла V»), пьесы, фельетоны, литературно-критические произведения. Был основателем и редактором нескольких журналов, которые, однако, выходили недолго. Сотрудничал в венском ежемесячнике «Международное ревю».

Творчество

Как утверждают литературные энциклопедии Германии и Австрии , в 1860 году Леопольда фон Захер-Мазоха пригласили читать лекции по истории во Львовском университете. Однозначного мнения, принял ли он это приглашение, среди научных работников нет, но на такую возможность указывают имеющиеся в его творчестве впечатления от Галиции именно взрослого мужчины, а не мальчика.

Ванда фон Захер-Мазох ( Angelika Aurora Rümelin )

Какое-то время Захер-Мазох совмещал академическую карьеру с литературным творчеством, потому что литературная и издательская деятельность не приносила ему достаточной прибыли. После успеха у читателей романа «Дон Жуан из Коломыи» ( 1872 ) (написанного на французском языке и опубликованного в одном из парижских журналов) он решил полностью посвятить себя литературе.

В это время Леопольд фон Захер-Мазох вступил в брак со своей пылкой поклонницей Авророй фон Рюмелин. Высокомерная, эгоистичная, жадная до денег и одежды, любящая блистать в высшем свете, Аврора тоже начала писать, взяв себе псевдоним «Ванда фон Дунаева» (имя героини «Венеры в мехах»). Впоследствии они вместе подписывались под низкопробными новеллами фамилией Захер-Мазох (без указания имени). Непомерные требования жены привели писателя к бедности и вынудили заняться обычным заработком. Он опустился до уровня порнографии и начал писать непритязательные новеллы, одевая своих героинь в колоритные гуцульские кацабайки и платки и сдабривая рассказ кнутами и канчуками, за что получил характеристику «отец одной перверсии». Доведя Леопольда фон Захер-Мазоха до такого состояния, Аврора покинула его (впоследствии она написала популярные у читателей мемуары «Повесть моей жизни»). Писатель затем вступил в брак с гувернанткой своих детей, которая была младше его на 20 лет, и этот брак также не был удачен.

В 1881 году Захер-Мазох поселился в Лейпциге и остальную жизнь провёл в Германии .

Творчество Захер-Мазоха принадлежит к эпохе, когда, на фоне расцвета промышленности, пышности жизни новой буржуазии и упадка села, интеллигенция жила в мире, где совмещалась идеализация сельской жизни с материалистическими и эпикурейскими тенденциями, а чувственность и любовь стали центром и целью человеческой жизни. Переживания личной жизни Захер-Мазоха, который получал патологическое сексуальное наслаждение от подчинения физическому и эмоциональному насилию со стороны женщин, нашли своё отображение в его произведениях. Почти автобиографичный характер носят романы «Разведённая женщина» ( 1870 ) и « Венера в мехах » ( 1870 ) (в основу «Разведённой женщины» легло пережитое и выстраданное из романа с Анной фон Коттвиц, а на «Венеру в мехах» писателя вдохновила интрига с Фанни фон Пистор).

Тема издевательства деспотической женщины над слабым мужчиной постоянно возникает также в исторических произведениях Захер-Мазоха и с течением времени становится настолько выразительной, что в 1886 году венский психолог Рихард фон Крафт-Эбинг называет сексуальную патологию, которая характеризуется получением удовольствия от боли и подчинения, мазохизмом.

Произведения Захер-Мазоха переводились на многие европейские языки и издавались большими тиражами. Особенно популярен он был во Франции благодаря переводам и комментариям Терезы Бентсон . Его творчество высоко оценивали Эмиль Золя , Гюстав Флобер , Альфонс Доде , Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын . В 1886 году из рук президента Франции Захер-Мазох принял орден Почётного легиона .

Последние годы своей жизни Захер-Мазох провёл в немецком поселке Линдхайм в Гессене , где и умер 9 марта 1895 года . Необычайность его судьбы не закончилась и на этом — как утверждают, урну с его прахом уничтожил пожар 1929 года .

Сын писателя, Роман, был мобилизован в 1914 году, в ноябре попал в русский плен и в марте 1915 года умер в киевском военном госпитале от тифа .

Библиография

  • 1858 — Одна галицкая история. Год 1846
  • 1867 — Последний король мадьяров
  • 1870 1877 — Наследие Каина
  • 1870 — Венера в мехах
  • 1870 — Разведённая женщина
  • 1872 — Дон Жуан из Коломыи
  • 1874 — Месалинки
  • 1876 — Галицкие рассказы
  • 1876 — Идеалы нашего времени
  • 1878 — Еврейские истории
  • 1882 — Гайдамак
  • 1882 — Рай на Днестре
  • 1882 — Новые еврейские истории
  • 1882 — Василий Гамен
  • 1885 — Венские придворные истории
  • 1886 — Кровавая свадьба в Киеве
  • 1886 — Новеллы русского двора (Амур с капральской тростью, Венера и Адонис, Дамская дуэль, Дидро в Петербурге, Женщина на сторожевом посту, Искусство стать любимым, Немилость любой ценой, Нерон в кринолине, Только мертвые больше не возвращаются)
  • 1886 — Польские еврейские рассказы
  • 1886 — Губительница душ
  • 1886 — Вечная молодость
  • 1890 — Змия в раю
  • 1893 — Чары сцены
  • 1907 — Демонические женщины (Асма, Власта, Вторая молодость, Живая скамья, Подруги, Рыжие волосы, Теодора, Женщина-сирена)
  • Шахиня (Дочь Петра Великого, Тайны горностая, Елизавета и Фридрих Великий)

Память

Памятник Захер-Мазоху во Львове на ул. Сербской перед входом в «Мазох-кафе». Скульптор Владимир Цисарык
  • Песня « Venus in Furs » группы « The Velvet Underground » написана по мотивам романа « Венера в мехах ».
  • Песня «Герр Захер Мазох» группы « Пикник » (альбом « Мракобесие и Джаз »). Автор музыки и текста — Эдмунд Шклярский .
  • В апреле 2008 года во Львове открыто «Мазох-кафе», перед входом в которое установлена статуя Захер-Мазоху высотой 1,7 метра. На груди памятника вмонтирована лупа, через которую видно сменяемые эротические картинки. В правый карман статуи можно просунуть руку и нащупать половой член писателя. А из-под плаща можно заметить высовывающиеся женские руки .

См. также

Примечания

  1. Léopold von Sacher-Masoch // (фр.) — 2007.
  2. Léopold von Sacher-Masoch // (англ.) — 1995.
  3. Захер-Мазох, Л. фон. = Eine Autobiographie : [пер. с нем. ] / пер. М. Габданка. — 1879.
  4. Киевская мысль, 21.03.1915.
  5. . Дата обращения: 1 августа 2015. 6 марта 2016 года.

Литература

  • Sacher-Masoch, Leopold Ritter von. = Ungarns Untergang und Maria von Oesterreich. — Lpz. : T. O. Weigel, 1862.
  • Sacher-Masoch, Leopold Ritter von. = Galizische Geschichten. — Bern: Georg Frobeen, 1877.
  • Леопольд Фон Захер-Мазох. Азбука-классика (pocket-book) // = Венера в мехах. — Азбука-классика, 2007. — 224 с. — ISBN 9785352021651 .

Ссылки

Источник —

Same as Захер-Мазох, Леопольд фон