Бернский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Дитрих Бернский ( нем. Dietrich von Bern ) — герой германского цикла эпических сказаний , в своей древнейшей части восходящих к преданиям эпохи Великого переселения народов .
В основе сюжета Дитриха Бернского лежат сказания о распре короля остготов Теодориха (475—526) с вождём германских наёмников Одоакром (ум. 493). В дальнейшем процессе сложения эпоса менее популярное имя Одоакра (засвидетельствованное лишь в древнейшей форме эпоса) заменяется именем остготского короля Эрманариха (ум. 375), который превращается в дядю и недруга Теодориха-Дитриха; само предание входит в широкий круг сказаний об Аттиле , при дворе которого Теодорих-Дитрих проводит годы своего изгнания, и включает в себя ряд широко распространённых мотивов героического эпоса, — в том числе древний мотив боя отца с сыном, имеющий параллели в ирландских ( Кухулин ), персидских ( Рустем и Зораб ), древнегреческих ( Одиссей и Телегон ), а также русских ( Илья Муромец и ) героических сказаниях. В позднейших формах сказание о Дитрихе Бернском контаминируется и с циклом « Нибелунгов ».
Дальнейшее оформление эпоса определяется социальной средой его бытования: сказание о Дитрихе Бернском рано становится достоянием , обслуживавшей в значительной степени и крестьянство; по многочисленным указаниям средневековых хроник о Дитрихе Бернском «поют и сказывают мужики». Отсюда — своеобразное преломление эпоса, превращение германского витязя, предводителя дружины, в гонимого судьбой борца за попранное право, самоотверженного заступника обиженных, отдающего своё царство в выкуп за своих богатырей и пешим уходящего в изгнание; отсюда — обрастание сюжета многочисленными сказочными мотивами, эпизодами борьбы Дитриха с карликами и великанами , мотивами, бытовавшими в немецкой крестьянской среде. В церковной традиции Дитриха Бернского как еретика живьём уносит дьявол ( хроники ).
Из эпических обработок цикла Дитриха Бернского сохранились: « Песнь о Хильдебранте » (древняя запись около 800, сделанная в монастыре Фульда двумя лицами на обёртке духовного кодекса; народная песня XVI века ), «Бегство Дитриха» и «Битва при Равенне» (составленные в конце XIII века австрийским шпильманом ), «Смерть Альпхарта» (северо-баварская обработка серии XIII века), «Король Лаурин, или малый розовый сад», «Большой розовый сад», «Выезд Экке», «Сигенот» и «Виргиналь» (дошедшие в многочисленных списках и лубочных изданиях позднего средневековья).
Из Саксонии предание о Дитрихе Бернском переходит и в скандинавские литературы; в первой половине XIII века в Норвегии составляется « Тидрек-сага », объединившая все старые сказания и контаминировавшая их с «Нибелунгами» и сказаниями других циклов.
В эпоху Тридцатилетней войны сказание о Дитрихе Бернском умирает в Германии . На Фарерских островах в конце XIX века бытовали песни-баллады о Дитрихе Бернском, последний отголосок героических баллад (вис), порождённых в Дании , Норвегии и на Фарерских островах сагой о Тидреке.