Вендель, Эрнст
- 1 year ago
- 0
- 0
Вендель Диттерлин Старший ( нем. Wendel Dietterlin , настоящее имя Вендлинг Грапп ( Wendling Grapp ), 1550—1599) — немецкий художник- маньерист : архитектор- декоратор , рисовальщик- орнаменталист , гравёр и теоретик архитектуры.
Родился в Пфуллендорфе , земля Баден-Вюртемберг . Его начальное имя — Вендлинг Грапп . Предполагают, что он происходил из большой семьи художников Грапп в Швабии. Большую часть жизни работал в Страсбурге , где впоследствии и скончался. В Страсбурге Диттерлин писал фрески в резиденции местного епископа, работал над украшением «Нойер-Бау» (1589, в настоящее время это здание Торгово-промышленной палаты) .
Диттерлин писал картины, рисовал орнаменты , проектировал фонтаны и парковые павильоны. Большая часть этих произведений не сохранилась. В своём причудливом стиле, известном нам в основном по орнаментальным гравюрам художника, Диттерлин как подлинный маньерист соединял элементы фламандского и немецкого барокко с итальянским маньеризмом . Специалисты видят в стиле его декоративных росписей с «преувеличенными ракурсами» влияние фресок Джулио Романо в Палаццо Те .
В 1590—1592 годах Диттерлин работал в Штутгарте , где выполнил росписи плафона «Увеселительного дворца» (Lusthaus). В конце жизни обобщил свой опыт в теоретическом трактате «Архитектура в построении, симметрии и пропорции пяти ордеров» (Architectura Von Ausstheilung, Symmetria und Proportion der Fünff Seulen), изданном в окончательном виде в Нюрнберге в 1598 году (отдельные части трактата выходили в 1593 и 1594 годах). Трактат содержит 209 гравированных иллюстраций. Вопреки академичному названию Диттерлин использует архитектурный ордер , скорее, «как оправдание собственной причудливой орнаментальной фантазии» . Особенности его индивидуального стиля возводят к работам нидерландского архитектора Ганса Вредемана де Вриса и влиянием французского архитектора и декоратора Хуго Самбена . Однако Диттерлин, в отличие от своих предшественников, смелее смешивал готические, ренессансные и барочные элементы в одной композиции. Он соединял действительные архитектурные чертежи с фантастическими орнаментами, невероятными арками, галереями, гротескными фигурами, маскаронами , разными чудищами символическими мотивами и ему одному известными эмблемами .
Творчество Диттерлина Старшего оказало значительное влияние на его современников. Сын художника — Вендель Диттерлин Младший (?) — ювелир , рисовальщик-орнаменталист, с 1614 года работал во Франции, в Лионе .