Interested Article - Праздничная минея
- 2020-06-18
- 2
Пра́здничная мине́я ( церк.-слав. минíа ; от греч. μηναῖα — мн. ч. от μηναῖον — «месячный, одномесячный, длящийся месяц»; от βιβλίον μηναῖον — месячная книга или τροπολόγιον μηναῖον — месячный Тропологий), Цветосло́в , Цветная мине́я , иногда Анфоло́гий , Анфоло́гион ( греч. Άνθολόγιον , букв. « собрание цветов » от греч. ἀνθέμιον — цветок + греч. λέγω — собирать ), или Трефоло́гий , Трефоло́гион , Трефоло́й ( греч. Τρεφολόγιον , букв. « уплотненное собрание » от греч. τρέφω — уплотнять, сгущать, свёртывать + греч. λέγω — собирать ) — в Православной церкви разновидность церковнослужебной минеи (церковнослужебного сборника, содержащего службы неподвижных — приходящихся на фиксированные даты — праздников церковного года ), содержащая чинопоследования наиболее важных праздников — Господних , Богородичных и святых , особенно чтимых Православной церковью. Эти службы выбраны из Месячной минеи — Праздничная минея является краткой разновидностью Месячной минеи. Состав Праздничной минеи неустойчив, кодифицированного перечня праздников, службы которых входят в её состав, не существует . Праздничная минея включает последования святых, которым молитвословия , песнопения, напев или всё содержание имеют какие-либо особенности.
Употребляется вместе с Общей минеей в храмах, где нет Месячной минеи , и потому Общая минея составляет как бы другую часть Праздничной.
История
Календарную основу Минеи составили праздники константинопольского происхождения .
Первые славянские минеи относятся к концу IX — началу X веков и представлены Общей минеей, составленной учеником Кирилла и Мефодия Климентом Охридским , и Праздничной минеей (как разновидностью Служебной минеи), сложившейся в Первом Болгарском царстве также трудами учеников Кирилла и Мефодия — Климента Охридского, Константина Преславского , Наума Охридского и их последователей. Древнейшие известные списки славянских миней датируются XI веком. Праздничная минея кроме текстов, переведённых с греческого языка, включает оригинальные древнеболгарские тексты. Совмещение Праздничной и Общей минеи в конце IX — начале X веков позволило совершать утреню каждый день церковного года .
В X—XI веках путём дополнения и редактирования Праздничной минеи сложилась славянская Месячная минея. Это происходило в процессе византинизации славянского богослужения и его ориентации на константинопольские литургические образцы, что привело к вытеснению многих оригинальных древнеболгарских текстов Минеи переводными .
Печатные издания
Первое украинское издание Праздничной минеи, озаглавленное «Анфологион» и подготовленное игуменом Иовом (Борецким) и архимандритом Елисеем (Плетенецким) , было напечатано в типографии Киево-Печерского монастыря в 1619 году иеромонахом Памвой (Берындой) . Образцом для издания послужили, в частности, венецианские издания XVI века. Позднее «Анфологион», аналогичный по составу современной Праздничной минее, неоднократно переиздавался во Львове в 1632, 1638, 1643, 1651 и 1694 годах, в Новгороде-Северском в 1678 году (включает также Общую минею), в Киеве в 1734, 1743, 1745 и 1766 году, в Чернигове в 1753 году. Украинские издания Анфологиона, как правило, богато иллюстрированы (традиция восходящая к венецианским изданиям Праздничных миней XVI в.), содержат десятки гравюр с изображениями святых и праздников. В работе над ними в разное время принимали участие известные мастера книжной гравюры XVII—XVIII веков: Никодим Зубрицкий , иеромонах Илия, Аверкий Козачковский и др.
Московские издания Праздничной минеи под названием «Анфологион» выходили с 1697 года (переиздания: 1701, 1706, 1715, 1730, 1744, 1748, 1752, 1755, 1759, 1763, 1767, 1773, 1780, 1785, 1848). Издания 1697, 1701 и 1785 годов содержат также Общую минею. Из православного богослужебного обихода книга с таким названием, первоначально практически без изменений, перешла в славянскую униатскую практику: известны рукописные ( Вильнюс , БАН Литвы. Ф. 19. № 113 — Супрасльский монастырь, 1714; № 114 — Каменец-Литовск , 1761) и печатные Анфологионы (Львов, 1738; Трефологион, си есть словопытание, гречески Анфологион. Почаев , 1777 — 2 издания).
На румынском языке Анфологионы, аналогичные Праздничной минее, издавались священником Стойко Яковичем (1736), иеромонахом Лаврентием при митрополите Унгро-Влахийском Неофите Критянине (Рымник, 1737, 1745, 1766). Были и другие издания ( Яссы , 1755; Бухарест , 1768) .
См. также
Примечания
- ↑ Кривко Р. Н. от 19 августа 2019 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия . Т. 20. М., 2012, С. 360—361.
- Мошкова Л. В. К вопросу о составе Переславских Миней первой четверти XV в. (сентябрь — октябрь) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2006. — № 1 (23). — С. 68—69.
- Турилов А. А. , Статис Г., Никитин С. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий — Афанасий ». — С. 10—11. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0 .
Литература
- // Полный православный богословскій энциклопедическій словарь . Въ двухъ томахъ. [Репринт: London: Variorum reprints, 1971, SBN 902089 08 0.]. — М. : Изд-во П. П. Сойкина , 1913. — Т. 1 . — С. 199 .
Ссылки
- от 23 ноября 2019 на Wayback Machine . Тексты приводятся по изданиям: МИНI'А . — М.: Московский Сретенский монастырь, издательство «Правило веры», 1996—1997; Минея Праздничная. — Донской монастырь, Издательский отдел Московской Патриархии. — М., 1993. — Репринтное воспроизведение издания 1914 г.
- 2020-06-18
- 2