Юсупов, Феликс Феликсович
- 1 year ago
- 0
- 0
Фе́ликс Алекса́ндр Ле-Данте́к ( фр. Félix Alexandre Le Dantec ) ( 16 января 1869 года , Плугастель , Франция — 7 июня 1917 года , Париж , Франция ) — французский биолог , паразитолог и философ науки .
Родился 16 января 1869 года в Плугастеле в семье отставного врача Военно-морского флота Жан-Мари Ле-Дантека, занимавшегося частной медицинской практикой.
В 1875 — 1883 год ах семья переезжает в Ланьон , где Феликс учится в коллеже . Затем продолжает образование в . А во время каникул гостит у Эрнеста Ренана в загородном доме в Перро-Гирек .
В 1884 году , получив бакалавра , Ле-Дантек изучает математические дисциплины в Лицее Жансон-де-Сайи .
Будучи слишком юным для поступления в Политехническую школу и поэтому в 1885 — 1888 годах учился в Высшей нормальной школе (Высшем педагогическом институте), которую окончил с лиценциатом по естественным наукам. Затем слушал курс лекций Альфреда Жиара.
В 1889 — 1890 годах Ле-Дантек работает агреже в Институте Пастера и Высшей нормальной школе, а также исследовалем под руководством Пьера Эмиля Дюкло в лаборатории физической химии . Он завязывает дружеские отношения с Александром Йерсеном . Также проходит службу на Военно-морском флоте в Тонкине . Здесь он встретился с французским колонизатором , который предложил Ле-Дандтеку совершить экспедицию по Лаосу.
В промежуток 15 февраля — 17 апреля 1890 года исследовав реки Хонгха и Ле-Дантек Ле-Дантек получает сообщение из дома с просьбой о скорейшем возвращении. В то же время он сам заболел и собирался уехать во Францию.
Поправившись он продолжил работу с Луи Пастером и Пьером Эмилем Дюкло. В ноябре—декабре 1890 год а становится слушателем курса по микробиологии в Институте Пастера.
14 марта 1891 года получает учёную степень доктора наук за диссертацию «Исследование внутриклеточного пищеварения у простейших» ( фр. Recherches sur la digestion intracellulaire chez les protozoaires ), которую написал под впечатлением от открытий И. И. Мечникова .
В 1891 — 1892 год ах по заданию Института Пастера находился в командировке в Бразилии в Сан-Паулу , где сосредотачивается на изучении и жёлтой лихорадке . Однако, опасаясь повторного заболевания возвращается во Францию.
В 1893 году становится преподавателем зоологии на факультете естественных наук в Лионском университете .
В 1895 году принимает участие в океанологической экспедиции профессора к берегам Бискайского залива на судне Le Caudan.
Вернувшись в 1896 год у в Париж Ле-Дантек продолжает заниматься лабораторными исследованиями с Альфредом Жиаром и в Высшей нормальной школе, также читает лекции в
С 1899 года — профессор общей эмбриологии в Сорбонне .
В 1899 — 1902 годах читает дополнительный курс по эмбриологии в Сорбонне.
В 1900 — 1901 годах происходит первый приступ туберкулёза из-за которого Ле-Дантек вынужден провести время в санатории Здесь он встречает священника, с которым ведёт продолжительные беседы о религии и атеизме . Итогом этих бесед становится книга «Столкновение» ( фр. Le conflit ).
В 1902 — 1917 годах читает курс общей эмбриологии. С 1908 года также курс общей биологии.
В 1905 году новый приступ туберкулёза заставляет вернуться Ле-Дантека в санаторий Отвиля.
12 октября 1909 года Ле-Дантек становится Кавалером Ордена Почётного легиона .
В августе 1914 года , с началом Первой мировой войны служил санитаром -добровольцем в военном госпитале в Ланьоне . Затем работает Валь-де-Грасе в лаборатории серотерапии брюшного тифа профессора , где отслеживает чистоту и качество изготовления иммунных сывороток . Здесь же он знакомится с .
В 1915 году собирается идти на фронт, но получает отказ призывной комиссии.
В 1916 году усиливаются приступы туберкулёза.
Умер 7 июня 1917 года в Париже.
В 1918 год у в вышел некролог посвящённый Феликсу Александру Ле-Дантеку. .
Исходя из позитивистских идей Огюста Конта Ле-Дантек был сторонником натуралистического монизма , считая, что между живой и неживой природой нет существенных различий. Отсюда он полагал, что мир целиком подчинён детерминизму , а значит в нём нет места целесообрзности и свободе. При этом он был убеждён в невозможности предвидения будущего.
Будучи сторонником учения Жана-Батиста Ламарка о наследовании приобретенных свойств , Ле-Дантек критиковал Августа Вейсмана и Хуго де Фриза .
Рассматривая природу психики Ле-Дантек пришёл в выводу, что она не отличается качественным образом от физиологии , а отсюда считал, что сознание не является самостоятельной реальностью , а есть лишь эпифеномен .
Являясь убеждённым сциентистом Ле-Дантек считал, что философия может существовать лишь в той мере, в какой её концепции и суждения совпадают с данными естественных наук. Философские системы им уподоблялись произведениям искусства , каждое из которых создана по вкусу и предпочтению определённого мастера, а значит не лишено субъективизма . Подобным образом Ле-Дантек выступал с критикой философской доктрины ( интуитивизм , философия жизни ) Анри Бергсона , считая, что сочинения последнего для научного изучения мира полезны в той же мере, как и произведения Фидия или Людвига ван Бетховена .
В вопросах этики Ле-Дантек высказал мысль об эгоистичности человеческой природы и делал вывод о том, что социальная жизнь, как и сознание, может быть объяснена биологией.