Преемственность Мухаммеда
- 1 year ago
- 0
- 0
|
У этой статьи надо
проверить нейтральность
.
|
Киевская Русь — государство восточных славян — возникло во 2-й половине IX века и окончательно распалось в результате монгольского нашествия (1237-41). К этому времени уже сформировались, в том числе, Галицко-Волынское княжество , находившееся на территории современной Украины и юга Белоруссии , Новгородская республика на севере бывшей Киевской Руси, и Владимирское , позднее Московское княжество на северо-востоке бывшей Руси, которое является историческим ядром России. Религия , литература , искусство , законодательство , письменный язык и правящая династия Московского княжества берут начало в Киеве. Однако, путешествовавшие из русских Москвы и Санкт-Петербурга замечали, что жители Киева говорили на другом языке , их песни , народная культура и этничность отличались .
Преемственность от Киевской Руси является предметом дискуссии между российским и украинским историческими нарративами. Российская интерпретация утверждает, что Киевская Русь была предком России, и представляет включение Киева и левобережья Украины в состав предшествующего Российской империи Московского государства в XVII веке воссоединением . Украинская версия видит Киевскую Русь как протоукраинское государство, а подчинение Украины России рассматривается как нарушение договора, заключенного в 1654 году . Это приводит к серьезным разногласиям между российским и украинским национальными мифами о происхождении .
В 1154—1155 годах Андрей Боголюбский участвовал в успешной кампании своего отца по захвату Киева . После успешной кампании Долгорукий дарует Боголюбскому Вышгород , в котором Боголюбский был в ряду наследников на Киев. Киевский престол не интересовал Боголюбского. Он без отцовского разрешения изымает икону Божией Матери из вышгородского монастыря и переселяется из Вышгорода во Владимир . Во время жизни или вскоре после смерти Боголюбского составляется « Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери », где излагается версия о судьбе иконы, согласно которой Киевская земля с утратой иконы теряет и христианскую священность , которая из Киева вместе с иконой переносится в земли Ростова-Суздаля, и затем во Владимир. Ростово-Суздальская земля и Владимир становились наследниками Киева, Киев же становился незначимым. Период нахождения иконы в Киеве, включая историю о ее (незаконном) переносе, был включен в московскую риторику о преемственности от Киева много позже, когда в начале 1560-х годов была составлена Степенная книга .
Московский князь Иван III , один из многочисленных потомков киевских князей , объявил себя единственным законным наследником Киевского престола. Он победил Новгородскую республику и присоединил ее к Московскому княжеству. Претензия Ивана III на «единственное законное наследие киевских князей» получила весомое подкрепление в виде территориального завоевания .
Иван Грозный продолжил традицию претензий на киевское наследие, расширив её, утверждая себя наследником римского императора Августа , так как, по его утверждениям, киевские князья генеалогически происходили от византийских императоров и их древнеримских предков .
В XIX веке историки Российской империи утверждали, что « собирание земель русских », раздробленных после монгольского нашествия, московскими князьями, и затем царями , было ключевой особенностью российского исторического процесса. Согласно их интерпретации, основанной на тезисе о киевских корнях России, процесс «собирания» должен был завершиться в победном воссоединении всех земель Руси в российском государстве, «едином и неделимом». Наиболее важным в процессе объединения для имперских историков было установление в середине XVII века контроля над востоком Украины .
Историки Восточной Европы Эндрю Вильсон и Сергей Плохий называют тезис об историческом происхождении России от Киевской Руси мифом. Первый возводит появление традиции заявлений московских правителей на единонаследие ещё к Боголюбскому , который присвоил вышгородскую икону Божией Матери и перенёс ее во Владимир , и к московскому князю Симеону , пытавшемуся контролировать всю церковь Руси , а второй говорит о его зарождении в середине и укоренении в высшем классе Московского государства в конце XV века, и что он стал основой его завоевательной политики .
В XVII веке Москва была захвачена Польшей и украинскими казаками . На протяжении и после Смутного времени Русское государство отдалилось от населения земель Украины и Белоруссии политически и религиозно. Москва видела киевлян как «испортившихся», принявших власть католиков и открытых Западу. Московские люди после военных поражений и во время внутренних распрей больше не были одержимы Киевом и историческими оправданиями для своих завоеваний, но ненадолго .
В ответ на общерусские претензии Ивана III в королевстве Польша и Великом княжестве Литовском была создана концепция, противопоставлявшая Русь Московии, тем самым не просто оспаривая исключительное право московских правителей на земли Киевской Руси, на котором последние настаивали, но и вовсе исключавшие их из числа претендентов .
Украинский историк начала XX века Грушевский М. С. выдвинул теорию о том, что Киевская держава была создана украино-руськой народностью, Владимиро-Московская держава — другой, великорусской, а преемники Киевской державы — Галицко-Волынское княжество и далее Украина .
В частности, Храпачевский Р. П. отмечал, что польско-литовские авторы, вынося владения Москвы за рамки Руси в политическом смысле, тем не менее не делают это в географическом и этническом смыслах .
В частности, в советской историографии считалось, что за время существования Киевской Руси возникла древнерусская народность , ставшая впоследствии основой для формирования трёх « братских народностей » — русской, украинской и белорусской, без дальнейшей расстановки каких-либо приоритетов.
В западной историографии существует мнение, что на Руси было две скандинавские династии — Рюриковичи и Рогволодовичи , а Полоцкое княжество возникло вне зависимости от Киевской Руси и лишь периодически в X—XII веках контролировалось ей . Впоследствии Полоцкое княжество иногда рассматривается как предшественник Великого княжества Литовского [ источник не указан 57 дней ] .
Сторонники идеологии евразийства ( Г. В. Вернадский , П. Н. Савицкий и др.) рассматривали Монгольскую империю как геополитическую предшественницу Российской империи . Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л. Н. Гумилёв , акцентируя внимание на переходах татар на московскую службу со 2-й четверти XV века .
На русском языке
На иностранных языках