Interested Article - Нина Симон

Нина Симо́н ( англ. Nina Simone , настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон , англ. Eunice Kathleen Waymon , 21 февраля 1933 21 апреля 2003 ) — американская певица , пианистка, композитор, аранжировщица.

Придерживалась джазовой традиции, однако использовала самый разный исполняемый материал, сочетала джаз , соул , поп-музыку, госпел и блюз , записывала песни с большим оркестром.

Биография

Нина Симон родилась в штате Северная Каролина . Будучи шестым ребёнком в бедной семье из восьми детей, она начала играть на фортепиано в возрасте трех лет. Первой песней, которую она выучила, стала «God Be With You, Till We Meet Again». Демонстрируя свой талант, она стала выступать в местной церкви. Но её первый концертный дебют состоялся в возрасте двенадцати лет. Позже Симон рассказывала, что её родители, занявшие места в переднем ряду, были вынуждены уйти на задние, чтобы освободить . Симон отказывалась играть до тех пор, пока её родителям не разрешили вернуться на свои места. Позже этот инцидент поспособствовал её участию в движении за гражданские права.

Ей удалось получить образование в нью-йоркском колледже Juilliard School of Music , считавшемся престижным. Начав в 1953 году карьеру пианистки в ночных клубах Атлантик-Сити, она взяла псевдоним в честь своей любимой актрисы Симоны Синьоре . В начале 1960-х она подготовила сборник композиций Дюка Эллингтона , блюзовые баллады из бродвейских мюзиклов. В конце 50-х она уже записала 10 альбомов. Симон выступала на концертах не только как певица с удивительно богатым и гибким вокалом, но также как пианистка, танцовщица и актриса.

В 1965 году вышел самый успешный альбом I Put a Spell on You , в который вошли её самые популярные хиты: « I Put a Spell on You » (автор Скримин Джей Хокинс ), «Feeling Good» и « Ne me quitte pas ».

В 1966 г. последовал диск Wild is the Wind . Эти записи относились скорее к поп-соулу, некоторые критики стали называть её жрицей соула.

Нина Симон была лично знакома с Мартином Лютером Кингом , борцом за права чернокожих американцев. Певица имела четкую гражданскую позицию и боролась с расовой дискриминацией против темнокожих. Социальная тематика всегда присутствовала в творчестве «жрицы соула»: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной нитью по её песням.

После убийства Медгара Эверса , другого активиста борьбы за гражданские права, а также после убийства четырёх чернокожих детей появилось произведение « Mississippi Goddam ». Песни этой же тематики, такие как «Pirate Jenny», интерпретация песни Жака Бреля «Ne me quitte pas» стали классическими.

В 1968 году она выпустила сингл — политически заострённую песню «Ain’t Got No» из хиппи -мюзикла « Волосы ». К этому времени пресса обсуждала капризное поведение певицы на сцене.

Песни из её репертуара в дальнейшем пелись также другими исполнителями и становились хитами. Это, например «Don’t Let Me Be Misunderstood», впоследствии рок-хит группы « The Animals ». Известная в её исполнении песня « The House of the Rising Sun » также стала хитом в исполнении «The Animals». Песня «I Put a Spell on You» оказала влияние на вокальные партии в хите «Michelle» группы « The Beatles ».

Альбомы конца 1960-х были не такие эклектичные и непредсказуемые, как её ранние альбомы.

В 1970 году Симон объявила о том, что разочарована американским шоу-бизнесом, и удалилась на Барбадос . Остаток жизни провела во Франции .

С 1970 по 1978 годы она подготовила семь студийных работ, сборник песен под собственный аккомпанемент. После долгого перерыва в 1993 году вышел последний альбом с новым материалом: «A Single Woman».

Последние годы Нина Симон страдала от рака молочной железы , что в итоге и стало причиной её смерти в апреле 2003 года . Она скончалась во сне в своём доме в городке Карри-ле-Руэ на юге Франции в возрасте 70 лет.

За свою карьеру Нина Симон выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, исполнила более 320 песен.

Активизм

Осознание Симон расового и социального дискурса было вызвано ее дружбой с чернокожей писательницей-драматургом Лоррейн Хэнсберри . Симон заявила, что во время ее бесед с Хансберри «мы никогда не говорили о мужчинах или одежде. Это всегда были Маркс , Ленин и революция — настоящие девичьи разговоры». Влияние Хансберри посеяло семена для провокационных социальных комментариев, которые стали ожиданием в репертуаре Симон. Один из самых обнадеживающих гимнов активности Нины «Быть молодым, одаренным и черным» был написан совместно с Уэлдоном Ирвином в годы, последовавшие за кончиной драматурга, и получил название одной из неопубликованных пьес Хансберри. В круг общения Симон входили известные черные левые, такие как Джеймс Болдуин, Стокли Кармайкл и Лэнгстон Хьюз: тексты ее песни «Backlash Blues» были написаны последним

Нина Симон была лично знакома с Мартином Лютером Кингом , борцом за права чернокожих американцев. Певица имела четкую гражданскую позицию. Она боролась с расовой дискриминацией против темнокожих, за что её саму прозвали «Мартином Лютером в юбке». Социальная тематика всегда присутствовала в её творчестве: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной нитью по её песням.

Социальный комментарий Симон не ограничивался движением за гражданские права; песня «Четыре женщины» ( Four Women ) разоблачила евроцентрические стандарты внешнего вида, установленные для чернокожих женщин в Америке , поскольку в ней исследовалась внутренняя дилемма красоты, которая возникает между четырьмя чернокожими женщинами с оттенками кожи от светлого до темного. Она объясняет в своей автобиографии «Я околдовала тебя» ( I Put a Spell on You ), что цель песни состояла в том, чтобы вдохновить чернокожих женщин определять красоту и индивидуальность для себя без влияния социальных влияний. Чардин Тейлор-Стоун отметила, что, помимо политики красоты, песня также описывает стереотипные роли, которыми исторически ограничивались многие чернокожие женщины: мамушка, трагическая мулатка, секс-работница и сердитая чернокожая женщина.

Личная жизнь

От брака с Эндрю Страудом у Нины Симон родилась единственная дочь — Лиза Симона Келли (урожденная Лиза Селеста Страуд). Певица, композитор и актриса, известная своими работами на Бродвее , так же является исполнительным продюсером документального фильма Netflix — «What Happened, Miss Simone?» (2015).

Психическое здоровье

Нине Симон поставили диагноз биполярное расстройство в конце 1980-х годов. Она была известна своим темпераментом и вспышками агрессии. В 1985 году Симон выстрелила из пистолета в руководителя звукозаписывающей компании, которого обвинила в краже авторских гонораров. Симон сказала, что «пыталась убить его», но «промахнулась». В 1995 году, живя во Франции, ранила сына своего соседа из пневматического пистолета после того, как смех мальчика нарушил ее концентрацию, и она восприняла его реакцию на ее жалобы как расовые оскорбления; она была приговорена к восьми месяцам тюремного заключения, которое было приостановлено до психиатрической экспертизы и лечения.

По словам биографа, Симон принимала лекарства с середины 1960-х годов и далее, хотя об этом, предположительно, было известно только небольшой группе близких людей. После ее смерти лекарство было подтверждено как антипсихотический Трилафон, который друзья и опекуны Симон иногда тайно подмешивали ей в пищу, когда она отказывалась следовать своему плану лечения. Этот факт скрывался от общественности до 2004 года, когда биография "Сломайся и выпусти все это наружу" ( Break Down and Let It All Out) , написанная Сильвией Хэмптон и Дэвидом Натаном, была опубликована посмертно. Певица и автор песен Дженис Йен, бывшая подруга Симон, рассказала в своей автобиографии "Дитя общества: моя автобиография" ( Society's Child: My Autobiography) о двух случаях, иллюстрирующих непостоянство Симон: один случай, когда она под дулом пистолета заставила кассира обувного магазина забрать пару сандалий, которые она уже носила; и другой, в котором Симон потребовала от Йен выплату роялти в обмен на запись одной из песен Йен, а затем вырвала телефон-автомат из стены, когда ей отказали.

Дискография

Нина Симон на концерте в Морле в 1982 году

Альбомы

  • Little Girl Blue (1957)
  • Nina Simone and Her Friends (1957)
  • Jazz as Played in an Exclusive Side Street Club (1958)
  • My Baby Just Cares for Me (1959)
  • The Amazing Nina Simone (Colpix, 1959)
  • Nina Simone at Town Hall (Colpix, 1959)
  • The Original Nina Simone (1959)
  • Nina Simone at Newport (Colpix, 1960)
  • Forbidden Fruit (Colpix, 1961)
  • Nina at the Village Gate (Colpix, 1962)
  • Nina Simone Sings Ellington! (Colpix, 1963)
  • Nina Simone at Carnegie Hall (Colpix, 1963)
  • Nina’s Choice (1963)
  • Folksy Nina (Colpix, 1964)
  • Nina Simone in Concert (Philips, 1964)
  • Broadway. Blues. Ballads (Philips, 1964)
  • I Put a Spell on You (Philips, 1965)
  • Pastel Blues (Philips, 1965)
  • Nina Simone with Strings (Colpix, 1966)
  • Let It All Out (Philips, 1966)
  • Wild is the Wind (Philips, 1966)
  • High Priestess of Soul (Philips, 1967)
  • Nina Simone Sings the Blues (RCA Victor, 1967)
  • Silk & Soul (RCA Victor, 1967)
  • ' Nuff Said! (RCA Victor, 1968)
  • Nina Simone and Piano (RCA Victor, 1969)
  • To Love Somebody (RCA Victor, 1969)
  • Black Gold (RCA Victor, 1970)
  • Here Comes the Sun (RCA Victor, 1971)
  • Heart & Soul (1972)
  • Emergency Ward! (RCA Victor, 1973)
  • It Is Finished (RCA Victor,1974)
  • Baltimore (1978)
  • Fodder on My Wings (Carriere, 1982)
  • Nina’s Back (VPI, 1985)
  • Let It Be Me (Verve, 1987)
  • Live & Kickin' (VPI, 1987)
  • A Single Woman (Electra, 1993)
  • The Essential Nina Simone" (compilation, RCA, 1993)
  • The Rising Sun Collection (compilation, Just A Memory Records, 1994)
  • Live at Ronnie Scott’s (Meteor, 1999)
  • Sugar in my Bowl: The Very Best 1967—1972

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Nina Simone // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (англ.) — 2017.
  4. . JazzPeople . из оригинала 28 августа 2017 .

Ссылки

Источник —

Same as Нина Симон