Архипенко, Александр Порфирьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Иван Порфирьевич Филевич ( 1856 — 1913 ) — российский историк и публицист украинского происхождения.
Родился 20 августа ( 1 сентября ) 1856 года в семье сельского греко-католического священника, который был вызван из Галиции в Холмщину «для располячения холмского населения и сближения его с русской церковью» . Мать была полькой римско-католического вероисповедания, которая придерживалась польских патриотических взглядов.
В 1875 году окончил Бельскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета . После окончания в 1879 году университетского курса он некоторое время преподавал в Санкт-Петербурге: русский язык — в 1-м реальном училище (1879—1885) ; историю и словесность — в гимназии Человеколюбивого общества . В 1890 году защитил магистерскую диссертацию «Борьба Польши и Литвы-Руси за галицко-владимирское наследие» и был направлен в Варшавский университет , где занял должность экстраординарного профессора на кафедре западно-русской истории.
Дважды ездил в командировку в Австро-Венгрию , где ознакомился со свидетельствами о русском населении в Венгрии и Трансильвании , а также посетил предположительно русское поселение близ Германштадта — те деревни, в которых аббат Иосиф Едер застал ещё в XVIII веке жителей, именовавшихся русскими. На основании местных названий в румынском и мадьярском языках и на основании упоминания русских местностей и лиц в документах XIV и XV веков, он установил наличие русского элемента в Трансильвании ещё в средних веках .
Материал, собранный во время поездок в Австро-Венгрию, послужил основой для докторской диссертации Филевича — «История древней Руси. Т. I. Территория и население» (1896). В своей диссертации И. Филевич доказывал, что в основе дошедшего до нас текста « Повести временных лет » лежит древнейшая «повѣсть» о начале Руси — «Повѣсть о русской землѣ», которая была создана не в XI или XII веке, а в первой половине Х века, так как начальная повесть о Руси «не доходила до крещения , не имела даже в виду дойти до него» . Эту точку зрения вслед за Филевичем развивал Н. К. Никольский . Начальная часть летописи, «повесть откуда пошла русская земля», согласно Филевичу, не имела вида погодных записей, а представляла собой рассказ «о дунайской родине, её тяжёлой судьбе и великом, всеславянском значении». Также Филевич заметил пробел во всех списках Начальной летописи, совпадающий с началом княжения Игоря: «одинаково крупный перерыв на втором десятке Х-го века» — «до 940-х годов, а с этого времени летописная сеть всех сводов вообще совпадает». Конец княжения Олегова составляет грань в общем расположении летописного материала. Сказание о переходе русского имени с Дуная и Карпат в Киев на Днепр было главной задачей «Повести о русской земле» .
После защиты диссертации Филевич был утверждён ординарным профессором и продолжал заниматься изучением истории Карпатской Руси. В 1902 году начал издавать «Обзор новейшего периода галицко-русской жизни. 1772—1900» — сочинение, которое не было окончено: доведено до 1860 года, «до начала примирения австро-польского и до вступление в австрийское правительство графа Голуховского » .
Был членом различных обществ: Петербургского славянско-благотворительного, Западно-русского общества, Московского археологического общества . Во время перерыва в работе университета, в годы первой русской революции , Филевич переехал в Санкт-Петербург . В 1908 году вышел в отставку и стал сотрудником газеты Новое время .
Филевич придерживался монархических убеждений, состоял в старейшей монархической партии России — « Русском собрании », участвовал в монархических съездах, в частности в съездах «правых профессоров» . Кроме того, состоял в Варшавском отделе Союза 17 октября , от которого выдвигался кандидатом русского населения во время выборов в первую Государственную думу , но не набрал нужного числа голосов. Филевич выступал против революционных и сепаратистских идей, в частности против «украинского движения». Уделяя большое внимание изучению проблем малорусских окраин Империи, он пришёл к выводу, что главную опасность этого движения составляет не столько распространение идей сепаратизма среди народа, сколько его демонстративное значение для внешних врагов России. В 1912 году, в своём докладе на заседании петербургского «Западно-русского общества» на тему «Украинофильство как фактор разложения России», Филевич предположил, что украинское движение может быть использовано Австрией в будущей войне против России.
Умер 7 ( 20 ) января 1913 года.