Interested Article - Атака (картина)
- 2020-12-17
- 1
«Атака» ( фин. Hyökkäys ) — картина финского художника Эдварда Исто , написанная в 1899 году . Посвящена событиям русификации Финляндии и аллегорически изображает нападение двуглавого орла на финскую девушку . Находится в коллекции Национального музея Финляндии в Хельсинки .
Композиция
Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 200 × 140 см . Полотно являет собой пример , полный символизма и драматизма . Российский двуглавый орёл напал на девушку — Финляндии . Женщина изображена в одежде белых и синих красок, цветов Финляндии , а на пряжке её пояса — финский герб . Молодая и целомудренная дева c золотистыми волосами выглядит беспомощной и охваченной паникой, стоя на обрыве у бушующего моря. В руках у неё свод законов Финляндии — почти столетний символ страны эпохи автономии . Парящий в небе ужасный гигантский двуглавый орел — эта животная персонификация имперской России — атаковал девушку в попытке вырвать у неё из рук и уничтожить книгу с латинской надписью « LEX », разрывая её страницы своими когтями. Бурная вода, тёмное небо и бесплодный берег на заднем плане полотна символизируют попрание Россией прав Финляндии, а , упавшая к ногам девы, представляет собой ушедшую эпоху благополучия. Несмотря на всё это, на горизонте виднеется новый рассвет .
История и судьба
Эдвард Исто был малоизвестным художником, написавшим самую известную картину в Финляндии на политическую тему, навсегда оставшись в истории финского искусства благодаря именно этой работе . Создание полотна было завершено в 1899 году, в том же году, когда российский император Николай II издал , ограничивший автономию Финляндии, полномочия финского Сейма, и сделавший Великое княжество Финляндское субъектом имперских законов . Этот период был назван «временем гонений», когда русский язык повсеместно внедрялся во все стороны жизни финнов — от школ до сферы государственного управления, в результате чего финны чуть не потеряли свой собственный язык . Напряжённость, возникшая в результате систематического ограничения автономии Финляндии, вылилась в антироссийские настроения, отражённые на полотне Исто , очень простом отображении политической ситуации того времени, самой сути различий между Россией и Финляндией . Идею создания картины предложила художнику жена его друга Беньямина Айона — Эмма Айо . Сам же Исто вдохновился полотнами французского художника Пьера Пюви де Шавана , в особенности аллегорическими картинами на темы франко-прусской войны 1871 года и осады Парижа — «Голубка» и «Воздушный шар» . Работа была начата художником во время пребывания в Берлине . Моделью для главной героини полотна послужила Эмма Кюёстяйя, специально приехавшая к Исто из . По всей видимости, он только начал картину в Берлине, а закончил летом 1899 года уже в Финляндии — в Хельсинки .
Осенью 1899 года картина экспонировалась на тайной выставке в частном доме в , где её увидел достаточно небольшой круг людей . Тысячи копий картины были распространены по всей Финляндии, и даже Швеции и Германии : в типографии было отпечатано по крайней мере несколько сотен экземпляров; берлинской фирмой «Meissenbach & Rippart» было распространено десять тысяч гравюр; также было выпущено несколько почтовых карточек с фотографией работы, некоторые из которых были с русским текстом . Исто самостоятельно контрабандой переправлял репродукции на территорию Финляндии, рискуя быть сосланным в Сибирь . Так картину увидели в тысячах финских домов, а сама она стала иконой среди « », как финских националистов, так и финляндских шведов . Работа Исто попала в ряд символов протеста против русификации и сыграла важную роль в борьбе финнов за независимость , несмотря на попытки официального запрета на её показ и распространение : репродукции цензурировались, их распространение пресекалось жандармами , а печатные формы уничтожались . Тем не менее художественные критики писали свои рецензии на картину, не указывая имени её автора. Так, был очень суров в своей оценке работы, акцентируя своё внимание на отдельных живописных недостатках, тогда как считал, что патриотический пафос преобладает над художественной ценностью . Февральский манифест и царский гнёт ассоциируется в финском сознании именно с картиной Исто, многократно воспроизведённой и попавшей практически в каждую семью . В это время образ нордической девушки — олицетворения Финляндии — активно использовался художниками и композиторами в своих работах . Так, написал картину с улетающим прочь двуглавым орлом и оставшейся в покое девой-Финляндией , а Ян Сибелиус создал симфоническую поэму «Финляндия» со своей персонификацией родины в образе царской рабыни .
В 1900 году Исто эмигрировал в Швецию и поселился у местного пастора в Алаторнио . В 1902 году картина была впервые публично выставлена в Хапаранде , небольшом городке на шведской стороне . Пару лет спустя художник попытался продать картину довольно необычным образом — путем распродажи лотерейных билетов по 20 марок каждый, однако за работой так никто и не пришёл. В итоге Исто продал картину бизнесмену Отто Нордбергину из Лулео , у которого её выкупил чиновник из Хейнолы . В свою очередь, его вдова передала полотно в собственность . В настоящее время картина находится в коллекции Национального музея Финляндии .
Вернувшись из поездки по Сибири, Исто скончался в 1905 году от воспаления лёгких в Хельсинки и был похоронен на кладбище Алаторнио. В 1936 году над его могилой был установлен памятник с бронзовым рельефом по мотивам «Атаки», созданный скульптором Мартти Тарвайсеном .
См. также
Примечания
- ↑
- ↑ . Transnational Learning Network. Дата обращения: 6 августа 2017. 31 января 2016 года.
- ↑ , с. 60.
- ↑ , с. 41.
- ↑ , с. 399.
- ↑ , с. 72.
- ↑ , с. 124.
- ↑ Nicholas Prindiville. . — . — University College London , 2015. — С. 32. — 319 с. 22 октября 2015 года.
- ↑ . . (13 октября 2004). Дата обращения: 6 августа 2017. 7 августа 2017 года.
- Tristan Hamel. . — Aalto University , 2012. — С. 37. — 197 с. 7 августа 2017 года.
- ↑ , с. 26–27.
- ↑ Raija Forsström. . Helsingin Sanomat (19 октября 1999). Дата обращения: 6 августа 2017. 27 июня 2015 года.
- . The Eclectic Light (10 сентября 2016). Дата обращения: 6 августа 2017. 7 августа 2017 года.
- . This Is Finland . Дата обращения: 6 августа 2017. 7 августа 2017 года.
- ↑ , с. 462.
- , с. 27.
- , с. 61.
- . Национальный музей Финляндии . Дата обращения: 6 августа 2017. 7 августа 2017 года.
- . Национальный музей Финляндии . Дата обращения: 6 августа 2017. Архивировано из 7 августа 2017 года.
- Yrjö Nurkkala. . Tornion kaupunki (9 августа 2012). Дата обращения: 7 августа 2017. 8 августа 2017 года.
- Katriina Pietilä-Juntura. . Meri-Lapin Museot (2 декабря 2015). Дата обращения: 7 августа 2017. 8 августа 2017 года.
Литература
- . — Helsinki: Otava, 1983. — 160 с. — ISBN 9511072811 . (фин.)
- . — Oulu: Pohjoinen, 1990. — 319 с. — (Ars Nordica). — ISBN 9789517491426 . (фин.)
- . — University of Nebraska Press, 1998. — 877 с. — (History of Scandinavian literatures). — ISBN 9780803241893 . (англ.)
- Osmo Jussila , , . — C. Hurst & Co. Publishers, 1999. — 383 с. — ISBN 9781850655282 . (англ.)
- . — University of Chicago Press, 2009. — 496 с. — ISBN 9780226304793 . (англ.)
- . — Helsinki: Maahenki, 2009. — 160 с. — ISBN 9789525652697 . (фин.)
- Richard Stites . . — New Academia Publishing, LLC, 2010. — 533 с. — ISBN 9780982806166 . (англ.)
- Harald Haarmann . . — McFarland, 2016. — 256 с. — ISBN 9781476662022 . (англ.)
Ссылки
- . Национальный музей Финляндии . Дата обращения: 6 августа 2017. Архивировано из 7 августа 2017 года.
- 2020-12-17
- 1