Истина в цифрах: Рассказ о Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
« Истина, выбирающаяся из колодца » ( фр. La Vérité sortant du puits ); также « Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества » ( La Vérité sortant du puits armée de son martinet pour châtier l'humanité ); или просто « Истина » ( La Vérité ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , написанная им в 1896 году . Находится в коллекции музея Анны де Божё в Мулене ( Алье , Овернь , Франция ).
Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) учился у известных художников Поля Делароша и Шарля Глейра , прививших ему на всю оставшуюся жизнь страсть к путешествиям, изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку. Первые картины Жерома были высоко оценены одним из самых уважаемых и влиятельных художественных критиков — Теофилем Готье , ставшим впоследствии его другом. На заре рождения массовой культуры провинциал Жером пошёл навстречу новой публике формирующейся буржуазной Франции , став знаменитым у салонной аристократии, познакомив её как со своими академическими портретами и мелодраматическими полотнами, так и с картинами о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, а также работами на мифологические и эротические темы. Находясь на пике своей карьеры в искусстве, Жером был постоянным гостем императорской семьи и занимал должность профессора в Школе изящных искусств . Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму .
C конца 1850-х годов Жером оказался невероятно предприимчив в выборе пользовавшихся популярностью исторических сюжетов, начиная от глубокой древности до современной Франции . В то же время Жером взялся за довольно эклектичное переосмысление своего академизма , во многом находясь под влиянием Жан-Огюст-Доминика Энгра , писавшего свои картины через призму личной и повседневной жизни, а также учителя Делароша, выбравшего более понятный общественности театральный подход в живописи на исторические сюжеты. Жером начал работать над достижением баланса между реализмом почти документальной точности и научным подходом к образной реконструкции исторических событий, развив в себе умение мастерски управлять повествовательным потенциалом сюжетов своих картин, ввиду чего они производили неизгладимое впечатление на зрителей. Жером отказался от поэтических обобщений и идеализации главных героев, однако уравновешенная и дотошная в деталях живописная техника художника практически делала людей непосредственными свидетелями прошедших событий . Вместе с тем Жерома часто обвиняли в том, что он работает на потребу публике и не задумывается о будущей востребованности сюжетов своих картин .
В связи с этим Жером выбрал острую для французского общества того времени тему дела Дрейфуса , достигшего такого масштаба в рамках французского общества, что ни одному представителю искусства невозможно было остаться в стороне от его отображения одним из доступных им способов . В число «дрейфусаров», то есть защитников Альфреда Дрейфуса , входили такие известные французские интеллигенты, как Эмиль Золя , , , да и сам Жером . Известен целый ряд версий картины Жерома на тему дела Дрейфуса . В качестве названия он использовал приписываемую Демокриту фразу «Истина лежит на дне колодца» ( греч. ἐτεῇ δὲ οὐδὲν ἴσμεν, ἐν βυθῷ γάρ ἡ ἀλήθεια ; лат. in puteo… veritatem iacere demersam ) из «Божественных установлений» Лактанция . В 1894 году Жером написал маслом по холсту картину с названием «Лжецы и лицемеры над убитой и лежащей в яме Истиной» ( лат. Mendacibus et histrionibus occisa in putes jacet alma veritas ), на которой видны последствия жесткой расправы над женщиной в аллегорическом образе Истины , лежащей убитой на дне колодца, в то время как из её тела исходит дух правды . В 1895 году данная работа выставлялась на Салоне французских художников . После посадки Дрейфуса в тюрьму на Чёртовом острове и появления доказательств того, что истинным преступником является Фердинанд Эстерхази , в 1895 году Жером представил настоящую, новую картину под названием «Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества» ( фр. La Vérité sortant du puits armée de son martinet pour châtier l'humanité ) . В том же году картина Жерома экспонировалась в Салоне французских художников .
Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 91 × 72 см . На ней видна как будто воскресшая фигура обнажённой Истины, избавившейся от доброго спокойствия, но с возвратившейся к ней удвоенной силой, выбирается из колодца с плёткой в руке, чтобы наказать человечество за его заблуждения . Придав намеренно неестественный вид бедру и одной ноге женщины, которую она перебросила через край колодца, предварительно схватившись за него обеими руками, Жером хотел показать, что в правде и в творении природы ничего не может быть некрасивым . При этом черты лица женщины искажены, будто она намеревается накричать на зрителя. При взгляде на работу невозможно избавиться от ощущения неловкости перед молодой женщиной с плёткой, готовой в своём воинственном образе к бою и желающей наказать тех, кто не хочет её слушать . В композиционном и идеологическом плане картина схожа с одноимённой работой Деба-Понсана , тоже посвящённой делу Дрейфуса . Обнажённая женщина работы Жерома также похожа на девушек кисти Жюля Жозефа Лефевра , Люка-Оливье Мерсона и Поля Бодри , часто прибегавших к изображению наготы в своём творчестве .
По словам , биографа Жерома, эта картина долгое время висела над кроватью художника как «благородная богиня, пользовавшаяся постоянным почитанием хозяина». Когда Жером скончался, его нашли недвижимым с поднятой вверх рукой и с обращённым к картине лицом, на котором застыл взгляд высшего уважения и прощания с Истиной всей его жизни . Вокруг мастерски написанной последней значительной работы Жерома никогда не утихали споры, касающиеся той или иной интерпретации сюжета . Некоторые критики полагают, что Жером выразил в этой картине свои художественные убеждения, заключающиеся в неприятии импрессионизма и других новых течений в живописи конца XIX века . Примером этого может служить тот факт, что на Всемирной выставке 1900 года художник сходу остановил президента Франции Эмиля Лубе и в разговоре с ним назвал работы Клода Моне , автора « Завтрака на траве », «позором французского искусства» . В настоящее время ряд искусствоведов и вовсе отвергает гипотезу о том, что на создание картины Жерома вдохновило дело Дрейфуса .
В 1978 году картина была приобретена музеем Анны де Божё в Мулене ( Алье , Овернь , Франция ), где и находится в настоящее время . Из четырёх известных работ Жерома одна картина маслом (100 x 72 см ) находится в Лионском музее изобразительных искусств , второй эскиз маслом (38 x 25,5 см ) вместе с наброском чёрным мелом на бумаге (23,8 x 22,4 см ) — в в Везуле , а третий карандашный набросок на бежевой бумаге (32,4 x 22,4 см ) — в .