Самая лёгкая лодка в мире
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариа́нна (Мари́на) Бази́льевна Ве́хова (урожд. Машбиц, 5 июня 1937, Москва — 16 февраля 2013) — детская писательница, сценарист мультфильмов и радиопередач для детей, мемуарист. Член Союза писателей Москвы .
Марианна Базильевна Вехова родилась в Москве 5 июня 1937 года в семье астронома, сотрудника Московского планетария Базиля Марковича Машбица и студентки ГАИШ Тамары Альфредовны Гербст. Её родители познакомились во время одной из метеорных экспедиций.
Базиль Машбиц родился в 1908 году в еврейской семье , с детства хотел заниматься астрономией . В 1931 году окончил МГУ. Тамара Гербст родилась в 1914 году. Её мать, Евгения Кузьминична Гербст (в девичестве — Вехова), происходила из старообрядческой семьи купцов первой гильдии , а отец Тамары был из русских немцев . В 1918 году Евгению, её мужа и их дочь Тамару в Германию. После смерти мужа Евгения вместе с дочкой вернулась на родину и окончила бухгалтерские курсы . В 1935 году Евгения Гербст была репрессирована и отправлена на 5 лет лагерей на основании приговора от 1 апреля.
В 1937 году, репрессии коснулись и её дочери Тамары. В то время она училась на третьем курсе астрономического отделения физического факультета Московского университета. 15 июня, через 10 дней после рождения дочери Марианны, Тамара получила предписание о высылке в Омскую область в город Тару на основании осуждения её матери. А 30 июня было получено новое предписание о высылке с дочерью на том же основании. Базиль Машбиц отправился в ссылку вместе со своей семьей. Через месяц, в конце августа, двадцатитрёхлетняя Тамара покончила с собой. Отец вместе с Марианной вернулся в Москву. Он преподавал физику, математику и астрономию в школе, вёл лекции в планетарии. Заниматься научной работой в ГАИШ он не мог, так как уехал в ссылку вслед за женой, и считалось, что этим скомпрометировал себя. Погиб в 1942 году в боях под Ржевом .
В 1941 году Марианна была эвакуирована из Москвы в Сибирь, там заболела . В 1942 году девочку нашла тётя Лия Марковна Машбиц и поместила её в костнотуберкулёзный санаторий. В 1944 году Марианна Вехова вернулась из эвакуации в Москву и жила в семье своей бабушки Брайны Машбиц, в период с 1944 по 1947 год пребывала в детском костнотуберкулёзном санатории на станции Яуза . В апреле 1947 года к ней нелегально приехала бабушка Евгения Кузьминична Гербст забрала внучку к себе. Жили они в посёлке Крутая под Ухтой , где Евгения Кузьминична работала вольнонаёмной. В 1948 году Марианна вместе с бабушкой вернулись из Архангельска в Москву.
В 1953 году Марианна получила паспорт на девичью фамилию бабушки — Вехова.
В 1955—1957 годах Марианна Вехова училась в Водненской школе. Одним из её одноклассников был будущий 1-й губернатор Свердловской области Эдуард Россель . Школьницей Марианна посещала занятия литературно-творческого объединения в Ухте
В 1957 году умерла её бабушка Евгения Кузьминична. В 1958—1963 годах Марианна училась на факультете журналистики МГУ , по окончании которого с 1964 по 1969 год работала редактором в издательстве детской литературы « Малыш ». В 1970 году окончила Высшие сценарные курсы .
Марианна Вехова стала автором 15 книг для детей , также занималась написанием сценариев мультфильмов и радиопередач .
В 1973 году Марианна Вехова жила в Щипковском переулке, неподалеку от Большой Серпуховской улицы .
Произведения Марианны Веховой были переведены в 1976 году на чешский и в 1982 году на японский языки .
В 1996 году Марианна Вехова стала членом Союза писателей Москвы .
Умерла 16 февраля 2013 года.
Обучаясь на сценарных курсах, Марианна Вехова, по собственным воспоминаниям, впервые увидела священника и богослова о. Александра Меня в документально-игровом фильме « Любить… » Михаила Калика . Несколько позже, находясь в косто-туберкулёзном диспансере, она всерьёз задумалась о вере. В 1971 году Марианна Вехова пришла к православию . В дальнейшем она познакомилась с о. Александром Менем и его семьёй, преподавала в воскресной школе. Мень стал её духовником , и с 1973 года до момента гибели о. Александра их связывала тесная дружба.
Семнадцать лет моей жизни было связано с ним! Он познакомил меня с моим мужем, обвенчал, он крестил ребенка, освятил мой дом, служил панихиды по моим родственникам, он меня соборовал, когда я болела, он вникал в мои работы, редактировал, благословлял, приезжал в гости, принимал у себя дома, разрешал сомнения, исповедовал, поддерживал, давал деньги взаймы и не принимал долг, он меня причащал…
— Марианна Вехова
Написав по благословению о. Александра свою главную книгу, автобиографическую повесть «Бумажные маки», Марианна Базильевна отнесла ему рукопись, а о. Александр, по её словам, папку потерял:
Как виновато он на меня смотрел, как просил простить его!
Я сказала, чтобы он не переживал, у меня сохранились черновики, я всё восстановлю… Принесла отцу новый вариант и сказала, что рада, что он не читал потерянную рукопись, что утрата её была — ко благу. Он прочёл «Бумажные маки» и так «отрецензировал»: «Ну, Марианна! Да, Марианна!»… С ударением сказал, с чувством. Я не успела… ответить, да и не знала, что отвечать. И он умчался.
— Марианна Вехова
Повесть «Бумажные маки» была напечатана в журнале « Континент » (1997, № 90) и с некоторыми изменениями вскоре вышла отдельной книгой в издательстве «Путь» (1999). Свою книгу автор посвятила трагически погибшим родителям, в ней она пытается осознать то, что с ними произошло.
В журнале « Новый мир » № 5 (901) за май 2000 года была опубликована рецензия Григория Померанца на книгу Марианны Веховой «Бумажные маки. Повесть о детстве».
Секрет обаяния книги — в упорном поиске… волшебного смысла собственной жизни, всякой жизни — и смысла, не найденного в жизни отцом, которого Вехова смутно помнила, и матерью, совсем не запечатлевшейся в младенческом сознании.
Филолог Наталья Граматчикова в статье «Утрачены и придуманы: места и вещи семейной истории» анализирует повесть Марианны Веховой «Бумажные маки», наряду с мемуарной христианской прозой поэтессы Натальи Ануфриевой «История одной души».
Письма матери, книги отца по астрономии и его очки с толстыми линзами — вот те «магические кристаллы», сквозь которые Марианна Вехова пытается разглядеть и воссоздать их облик.
— Н. Б. Граматчикова