Interested Article - Марджанишвили, Константин Александрович
- 2021-04-04
- 1
Константи́н Алекса́ндрович Марджанишви́ли ( груз. კონსტანტინე [კოტე] ალექსანდრეს ძე მარჯანიშვილი ; Котэ Марджанишвили ; в Российской империи также Константи́н Марджа́нов ; 28 мая ( 9 июня ) 1872 , Кварели , Телавский уезд , Тифлисская губерния , Российская империя — 17 апреля 1933 , Москва , СССР ) — российский, грузинский и советский режиссёр театра и кино, основоположник грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР (1931) .
Биография
Котэ Марджанишвили родился в местечке Кварели (ныне город в Грузии ) .
Сценическую деятельность начал в 1893 году как актёр Кутаисского театра . В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли царя Ираклия 2-ого в пьесе « » Акакия Церетели .
С 1897 года служил в русских театрах. В 1901 году на сцене Вятского театра поставил свой первый спектакль — « Дядю Ваню » А. П. Чехова .
Московский Художественный театр
В 1910—1913 годах работал в Московском Художественном театре , с которым его сближали принципы высокой идейности репертуара, реализма в актёрском искусстве. В МХТ Марджанишвили поставил спектакли «У жизни в лапах» Гамсуна ( 1911 ), « Пер Гюнт » Ибсена ( 1912 ), принимал участие в создании «Братьев Карамазовых» по Достоевскому ( 1910 ).
Свободный театр
Время после первой русской революции было для российской культуры временем поиска новых форм работы, интересных экспериментов и открытий, которые официозные советские критики нередко третировали как «формализм».
Этот процесс не оставил в стороне и Марджанова, который стремился осуществить идею синтетического театрального искусства и воспитать разносторонних актёров, выступающих в опере, оперетте, драме и пантомиме. Видимо, в это время оформилось и стремление к большей зрелищности, приподнятости и вдохновенности театрального искусства. В 1910-х годах возникает форма драматической пантомимы, на что Марджанов откликнулся постановкой пантомимы «Слезы».
В 1913 году в Москве Марджанов с антрепренёром В. В. Суходольским создал Свободный театр , который просуществовав всего один сезон, но был настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно вписался в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства.
В труппу театра входили актёры А. Г. Коонен , О. А. Голубева , Н. Ф. Монахов , Н. П. Асланов. В театре в то время работали художники К. А. Сомов , В. А. Симов , А. А. Арапов . На сцене этого театра Марджанов поставил «Прекрасную Елену» Оффенбаха . Он руководил также постановкой и других спектаклей. В Свободном театре начал свой творческий путь выдающийся режиссёр Александр Яковлевич Таиров , где он поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера (музыка Донаньи , 1913). В театре работал и выдающийся режиссёр Александр Акимович Санин . Значительным событием культурной жизни стала осуществленная им постановка 8 октября 1913 года неоконченной М. П. Мусоргским комедийной оперы « Сорочинская ярмарка » (либретто композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова , по повести Н. В. Гоголя . Музыкальный материал в редакции А. К. Лядова , В. Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на Лысой горе») частично досочинён и доинструментован Ю. С. Сахновским .) В спектакль были вмонтированы куски гоголевского текста. Дирижировал — Сараджев, Константин Соломонович , который в это время заведовал музыкальной частью «Свободного театра». Художник — В. А. Симов . Роли исполняли Хивря — Макарова-Шевченко , Парася — Милявская, Попович — Монахов , Черевик — Дракули, Грицько — .
Финансовые обстоятельства и конфликт Марджанова с антрепренёром В. В. Суходольским привели к закрытию «Свободного театра», просуществовавшего в результате всего один театральный сезон (с 21 октября 1913 по 2 (15) мая 1914 ) .
После закрытия Свободного театра
Марджанов руководил театром в Ростове-на-Дону (1914—1915), затем театром «Буфф» в Петрограде (1916—1917), и в одном, и другом случаях стремясь осуществить свою идею о театре-празднике .
Октябрьскую революцию Марджанов принял восторженно. Одним из первых он встал в ряды создателей советского театра. В 1918 году в Петрограде , в Летнем театре «Пассаж», им была поставлена оперетта Ф. Легара « Граф Люксембург » (дирижёр Варлих , в которой участвовали Мария Кузнецова-Бенуа , Поземковская, Зброжек-Пашковская, Николай Радошанский , Ярон ) .
Киев
В 1919 году К. Марджанов был назначен комиссаром киевских театров. Здесь он осуществил постановку пьесы Лопе де Вега «Fuente ovejuna» («Овечий источник»), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи. Персонажи классических пьес осмысливались в этих спектаклях по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героизмом, бунтарским протестом, готовностью к борьбе во имя больших идей. Героическую роль Лауренсии исполняла В. Л. Юренева . Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими — зрителями революционного Киева. В 1922 году Марджанишвили вернулся к постановке этой пьесы в Тбилиси, на сцене Театра им. Руставели.
В 1919 году в Киеве им поставлена пьеса «Стенька Разин» поэта и драматурга В. В. Каменского .
Во время пребывания в Киеве К. А. Марджанов преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 году при Киевской «Культурлиге». В ней, в частности, у Марджанова учился Наум Борисович Лойтер , режиссёр, заслуженный деятель искусств Белорусской ССР .
В 1919 году Марджанов совместно с Ю. Озаровским и Ф. Н. Курихиным организовал в Киеве театр эстрады «Кривой Джимми» .
Петроград
Новые монументальные формы народного массового празднества возникли после Октябрьской революции . В июле 1920 года в Петрограде под его руководством с участием режиссёров Н. В. Петрова , С. Э. Радлова , А. И. Пиотровского и художника Н. И. Альтмана была осуществлена масштабная, эффектная постановка «К мировой коммуне». В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи , приняли участие 4 тысячи рабочих и красноармейцев, а число зрителей достигло 45 тысяч .
Государственный театр комической оперы под руководством К. А. Марджанова создан в июне 1920 в Петрограде. Спектакли проходили в зданиях театров Летний «Буфф» на Фонтанке и «Палас-театр». Театр был задуман как музыкально-экспериментальный и стал осуществлять постановки не только комических опер, но и оперетт и драматических спектаклей. На открытии 5 июня 1920 года в Петрограде была поставлена опера Г. Доницетти « Дон Паскуале » («Don Pasquale») .
В труппе тетра участвовали актёры драмы Е. П. Корчагина-Александровская , Б. А. Горин-Горяинов ; артисты оперы А. Б. Тер-Даниельянц, М. И. Осолодкин; артисты балета — Е. В. Лопухова , А. А. Орлов ; оперетты — Н. И. Тамара , М. А. Ростовцев , Г. М. Ярон , А. Н. Феона; артисты оперетты и эстрады А. А. Орлов , .
Режиссёром, кроме К. А. Марджанова, был Г. К. Крыжицкий ; дирижёры Г. Варлих , В. С. Маратов; художник Н. А. Ушин , А. А. Радаков . При театре функционировали сатирическое кабаре «Хромой Джо» и драматическая студия «Рабочий театр». В 1921 году театр был закрыт .
В Грузии
В 1922 году Марджанишвили вернулся в Грузию и включился в активную работу по созданию грузинского советского театра. Театральная энциклопедия назвала его основоположником и реформатором советского грузинского театра. В грузинском театре в конце XIX — начале XX веков шли сложные и противоречивые процессы становления. Тифлис при царской власти стал не только административным, но и культурным центром Закавказья, в нём развивался не только грузинский, но и армянский, азербайджанский и осетинский национальные театры. В городе был зритель, нуждавшийся в зрелищах. Однако театральные труппы, частные антрепризы без материальной поддержки со стороны государства, или разорялись или были вынуждены ориентироваться на финансовый успех. Как результат, не был развит национальный репертуар, как драматический, так и музыкальный. С образованием независимого государства становление национального театра стало осознанной обществом необходимостью. В 1919 году в Тбилисском оперном театре были поставлены национальные оперы.
С установлением Советской власти в Грузии линия на развитие национального театра была продолжена. Другой стороной официального курса в области политики был интернационализм и поддержка течений в мировой культуре, признанных передовыми. Именно в этот момент в Грузии появился Марджанишвили. Художник широких взглядов, высоко профессиональный и разносторонний мастер, он легко включился в уже шедшую работу по созданию национального репертуара, хотя до этого, работая в России, он не участвовал в становлении грузинского театра. Особенно важной была его вовлеченность во всемирные культурные процессы. Его творческое кредо — искусство «должно быть так же велико, как велика наша современность» — ставило перед театром высокие цели.
Сразу после приезда Марджанишвили поставил на сцене театра им. Руставели пьесу Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» (1922), уже апробированную в Киеве и Петрограде. Спектакль сыграл важную роль в идейном обновлении грузинского театра. Пьеса Лопе де Вега трактовалась Марджанишвили как революционный, героический спектакль о борьбе крестьян с феодалами. В нём сочеталось героическое и праздничное, раскрывалось пробуждение народа к жизни. Спектакль служил образцом того, как классическая драматургия может служить решению задач революционной эпохи.
За этим спектаклем последовали основные спектакли из органичного национального репертуара «Затмение солнца в Грузии» Зураба Антонова (1923), в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса и обличительно острый «Раздел» Г. Эристави (1923). В следующем, 1924 году Марджанишвили обращается к шедеврам мировой драматургии, поставив комедии Мольера « Мещанин во дворянстве » и Шекспира « Виндзорские кумушки », а вслед за этим и « Гамлета ». Многие постановки он осуществил совместно с А. Ахметели .
Свидетельством неустанного поиска новых средств театральной выразительности может служить постановка пантомимы «Мзетамзе» (1926). Среди нереализованных замыслов этих лет — намерение поставить на открытом воздухе на горном плато « Мистерию-буфф » В. Маяковского .
В то время в театре имени Руставели под одной крышей собрались много значительных мастеров с различными взглядами на искусство. Стремясь разрубить узел накопившихся противоречий, в 1928 году Марджанишвили уходит из театра и создаёт новый театр в городе Кутаиси , при создании он получил название 2-го Государственного театра Грузии . Уже в 1930 году театр был переведён в Тбилиси. В 1933 году, после смерти Марджанишвили, театр получил его имя.
Котэ Марджанишвили скоропостижно скончался 17 апреля 1933 года в Москве, куда был приглашён ставить спектакли «Дон Карлос» по Шиллеру в Малом театре и «Летучую мышь» Оффенбаха в Московском театре оперетты. Он был похоронен в Тбилиси в сквере около Оперного театра . В 1964 году перезахоронен в пантеоне Мтацминда .
Семья
- Родители — Александр и Елизавета Марджанишвили.
- Сестра — схиигумения Фамарь (в миру Тамара Марджанишвили, 1869—1936), канонизирована.
-
Супруга —
, внучка прославленного актёра
В. И. Живокини
, дочь —
.
- Сын — Марджанишвили, Константин Константинович (1903—1981) — математик, академик АН СССР.
Творчество
Роли в театре
- « » Акакия Церетели — Патара Кахи (в переводе «Маленький Кахи»)
Постановки в театре
В Киеве
- 1919 — «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега ,
- 1919 — «Стенька Разин» В. В. Каменского .
Постановки театра комической оперы в Петрограде
- 1920 — «Дон Паскуале» Доницетти,
- 1920 — «Тайный брак» комическая опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
- 1920 — «Похищение из сераля» опера (зингшпиль) В.А Моцарта (художник — Радаков; Констанца — Тер-Даниелянц, Главный надсмотрщик гарема — Ростовцев),
- 1920 — «Так поступают все» опера В.А Моцарта ,
- 1920 — «Бронзовый конь» Д. Обера ,
- 1921 — «Игра интересов» Бенавенте ,
- 1921 — «Гейша» С. Джонса ,
- 1921 — « Птички певчие » («Перикола» Ж. Оффенбаха ,
- 1921 — «Мещанин во дворянстве» пьеса Ж. Б. Мольера .
В Тбилисском театре им. Ш. Руставели
- 25 ноября 1922 — «Фуэнте овехуна (Овечий источник)» Лопе де Вега (в ролях : Лауренсия — Т. И. Чавчавадзе , Менго — А. А. Васадзе , Командор — Д. И. Чхеидзе , Фрондозо — Г. М. Давиташвили ; музыка — Т. Н. Вахвахишвили ),
- 2 января 1923 — «Затмение солнца в Грузии» комедия одного из первых грузинских драматургов нового времени З. Н. Антонова , в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса. Написанная в1852 г., пьеса в результате прочно вошла в репертуар грузинских театров (художник Сидамон Эристави ; В ролях: Минасов — Абашидзе, Геурк — Н. Гоциридзе, Ненэ — Черкезишвили, Рипсимэ — Джавахишвили, Чишмаков — Васадзе, Иванэ — Зурабишвили, «Русский чиновник» — А. И. Южин),
- 1923 — обличительно-острая пьеса «Раздел» основоположника грузинской реалистической драматургии Г. Эристави ,
- 1923 — «Игра интересов» испанского автора Бенавенте ,
- 1923 — «Голубой паук» бельгийского автора К. Лемонье ,
- 1923 — «Маскотта» Шико, Дюр,
- 1923 — «Роман» пьеса американского автора ,
- 1923 — «Герой» Синга (совместно с C. Ахметели ; в ролях: Пегин Майк — Т. И. Чавчавадзе , Кристи Мегон — Г. М. Давиташвили ),
- 1923 — «Человек-масса» немецкого драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (совместно с ),
- 1924 — « Мещанин во дворянстве » Ж.-Б. Мольера (совместно с Корели),
- 1924 — «Герой Эрети» («Панихида по кнуту») пьеса С. Шаншиашвили о крестьянском восстании в Грузии (совместно с Ахметели),
- 1924 — «Свет» Гедеванишвили, (совместно с Ахметели, художник И.Гамрекели ),
- 1924 — « Виндзорские кумушки » У. Шекспира (совместно с Ахметели; ; в ролях: мисс Педж — Т. И. Чавчавадзе ),
- 1925 — « Гамлет » У. Шекспира (совместно с Ахметели, художник И.Гамрекели ; Гамлет — У. Чхеидзе , Г. М. Давиташвили , Офелия — В. Анджапаридзе , Клавдий — А. А. Васадзе ),
- 1925 — «Дезертирка» Азиани (совместно с Ахметели),
- 1926 — «Ламара» по Важа-Пшавела (совместно с Ахметели, художник Ладо Гудиашвили ; в ролях: Миндия — Г. М. Давиташвили ),
- 1926 — пантомима «Мзетамзе» (совместно с Ахметели, художник Ладо Гудиашвили).
Примечание. Большинство из спектаклей 1920—1924 оформлял художник Сидамон Эристави .
Постановки в Тбилисской оперной студии
- «Тайный брак» комическая опера Д.Чимарозы ( либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
- «Паяцы» опера Р. Леонкавалло .
В Грузинском театре оперы и балета
- 1923 — «Сказание о Шота Руставели » Д. И. Аракишвили ;
- 19 декабря 1923 — «Даиси» премьера оперы 3. П. Палиашвили (либретто В. Гуниа по его же пьесе; дирижёр — композитор, в ролях: Малхаз — Сараджишвили, Маро — Попова, Киазо — Кржановский, Цангала — Исецкий, Тито — Туманишвили);
- 1924 — «Абесалом и Этери» опера 3. П. Палиашвили на сюжет народного сказания «Этериани»;
- 1924 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера ;
- 1924 — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова ;
- 1927 — «Динара» («Жизнь — радость») Д. И. Аракишвили ;
- 1927 — «Бокаччо» оперетта австрийского композитора Ф. Зуппе ;
- 1931 — «Вильгельм Телль» опера Россини (художники Нино Давидовна Церетели и С.Вирсаладзе ).
2-й государственный театр Грузии
- 1928 — «Гоп-ля, мы живём!» немецкого драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (режиссёр Антадзе , художник Какабадзе);
- 1928 — «Святая дева» Б. Шоу (режиссёр В. Абашидзе, художник Шарлемань);
- 1928 — «Овечий источник» Лопе де Вега (режиссёр Антадзе, художник Сидамон-Эристави);
- 1928 — «В самое сердце», премьера комедии грузинского драматурга Ш. Н. Дадиани (режиссёр Леля Гогоберидзе, художник П. Г. Оцхели ; в роли Квеженадзе — У. Чхеидзе );
- 1929 — «Рельсы гудят» В. М. Киршона первая советская пьеса, посвящённая героям рабочего класса, строителям первых пятилеток (режиссёр Сулиашвили, художник Ахвледиани);
- 1929 — «Уриэль Акоста» трагедия немецкого автора Карла Фердинанда Гуцков (Gutzkow) посвященная жизни голландского философа, предшественника Спинозы, направленная против подавления свободы мысли и религиозного мракобесия. Трагедия сыграла заметную роль в истории грузинского театра (режиссёр Сулиашвили, художник П. Г. Оцхели ; Уриэль — У. Чхеидзе , Кобахидзе, Юдифь — В. Анджапаридзе , де Сантос — Имедашвили , Сараули, В. Годзиашвили, де Сильва -Гамбашидзе, Бен-Акиба — А. М. Жоржолиани ; музыка — Т. Н. Вахвахишвили );
- 1929 — «Как это было» премьера первой пьесы К. Р. Каладзе о революции 1905 года (режиссёр Антадзе, художник Ахвледиани);
- 1929 — «Кваркваре Тутабери» комедия П. М. Какабадзе , в которой создан образ политического авантюриста, случайно оказавшегося в роли «руководителя» масс. Эта постановка принесла известность автору. (режиссёр Г. Сулиашвили, художник Д. Н. Какабадзе ; в роли Кваркваре — У. Чхеидзе , в роли Гултамзе — Т. И. Чавчавадзе );
- 1929 — «Баил», комедия Чианели (режиссёр Д. Антадзе , художник Д. Н. Какабадзе, в роли Баил — Т. И. Чавчавадзе );
- 1929 — «Белые» Д. Шенгелая (режиссёр Г. Сулиашвили, художник Ахвледиани);
- 1929 — «Полночь миновала» А. Кутатели, (художник Д. Н. Какабадзе);
- 1930 — «Да, однако» Бухникашвили (режиссёр Г. Сулиашвили, художник Оцхели);
- 1930 — «Беатриче Ченчи» Шелли (режиссёр Абашидзе, художник П. Г. Оцхели , в роли Беатриче Ченчи — Т. И. Чавчавадзе );
- 1930 — «Хатидже» пьеса К. Р. Каладзе о раскрепощении женщин (режиссёр Абашидзе, художник П. Г. Оцхели ; в роли Хатидже — Чавчавадзе);
- 1930 — «Хандзари» Т. Вахвахишвили (хореограф Мачавариани, художники Е. Ахвледиани и П. Г. Оцхели );
- 1930 — «Коммуна в степи», пьеса украинского автора Н.Кулиша , написанная в 1925 году и рассказывающая о современной жизни села (режиссёр Гогоберидзе, художник Абакелия; в ролях: Матрёна — Т. И. Чавчавадзе );
- 1931 — «Сказ об Арсене», народный сказ (режиссёр Сулиашвили, художник Ладо Гудиашвили );
- 1931 — «Три толстяка» инсценировка Ю. Олеши своей сказки (режиссёр Абашидзе, художник Ахвледиани);
- 1931 — «Поэма о топоре» пьеса Н.Погодина о трудовом энтузиазме коллектива рабочих (режиссёр Гогоберидзе и Сулиашвили художник П. Г. Оцхели , в ролях: Анка — С. Такайшвили, Степан — В. Годзиашвили);
- 1931 — «Хлеб», пьеса В. Киршона о классовой борьбе и социалистическом преобразовании деревни (режиссёр Абашидзе, художник Оцхели);
- 1931 — «Светите, звёзды» (другие названия «Кадры», «Светите нам, звезды») пьеса Микитенко о студентах, воспитании нового поколения советской интеллигенции (режиссёр Челидзе, художник Ахвледиани);
- 1931 — «Старый энтузиаст» Яшвили (режиссёр Челидзе, художник Ахвледиани);
- 1931 — «Дом на берегу Куры» пьеса К. Каладзе из современной постановке жизни грузинской интеллигенции (режиссёр Антадзе, художник Ахвледиани);
- 1932 — «Страх», пьеса А. Афиногенова о процессах происходящих в современную пьесе эпоху в среде старой интеллигенции (режиссёр Челидзе, художник Е. Ахвледиани ), (профессор Бородин — Гамбашидзе, профессор Захаров — А. М. Жоржолиани );
- 1932 — «Отелло» У. Шекспира (Марджанишвили, режиссёр Н. Годзиашвили, художник Ахвледиани, Дездемона — В. Анджапаридзе );
- 1933 — «Затмение солнца в Грузии» комедия грузинского драматурга З. Н. Антонова , (режиссёр Антадзе, художник Ахвледиани).
Последние московские постановки
В последние годы жизни, одновременно с работой в Грузии, Марджанишвили работал в некоторых московских театрах, поставив спектакли:
- 1931 — в бывшем театре Корша — « Строитель Сольнес » Ибсена (художник — П.Оцхели ; в ролях: Сольнес — Н. Соснин ; Бровик — Б. Петкер ; Гильда — В. Попова );
- 1933 — в Малом театре — « Дон Карлос, инфант испанский » Ф. Шиллера (художник ; Филипп — Ленин , П. Садовский , Елизавета — Белёвцева , Дон Карлос — , Эболи — Гоголева , Поза — Аксёнов , );
- 1933 — в Московском театре оперетты — « Летучая мышь » Штрауса .
Тбилисский русский драматический театр
- 1932 — « На дне » М. Горького
Режиссёр кино
Киносценарист
- 1924 — ;
- 1927 — ;
- 1928 — (совместно с Виктором Шкловским );
- 1929 — Трубка коммунара .
Признание и награды
- Народный артист Грузинской ССР (1931).
- Именем Марджанишвили в 1933 году был назван 2-й Государственный драматический театр (ныне Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили ) .
- Именем Марджанишвили названы площадь и улица , а также станция метро в Тбилиси.
Литература
Гугушвили Э. Н. . М.: Искусство, 1979. 399 с. («Жизнь в искусстве»).
В мемуарной литературе
Гоголева Е.Н. . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : «Искусство» , 1989. — 297 с. — (Театральные мемуары). — 30 000 экз. — ISBN 5210003736 .
Примечания
- Марджанишвили Константин Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.
- Л. В. Смирнова «На театральных подмостках»// Энциклопедия земли Вятской , Т. 9 Культура. Искусство / Киров: 1997
- Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 684)
- Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 25. Струнино — Тихорецк. 1976. 600 стр., илл.; 30 л. илл. и карт.
- [www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/25505/works/ Котэ Марджанишвили (Константин Марджанов) — фильмография — советские режиссёры — Кино-Театр. РУ]
- Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (статья Грузинский театр)
Ссылки
- Марджанишвили Константин Александрович — статья из Большой советской энциклопедии .
- 2021-04-04
- 1