Кудрявченко, Павел Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Александрович Баландин ( 14 [27] декабря 1912 , Пензенская губерния — 15 сентября 1986 , Москва ) — советский скульптор , анималист .
Павел Баландин родился 14 (27) декабря 1912 года в селе Вярвили Пензенской губернии . В возрасте трёх лет умерла его мать. Воспитывался мачехой в строгости. Тяга к искусству проявилась у него с детства. Сначала он вырезал из бумаги петухов, а потом стал из глины их и других животных. В подростковом возрасте попал на Волгу, жил «у людей», на которых батрачил . В 1925 году ушёл от хозяина в Саратов, бродяжничал. В итоге попал в московский детский дом в Марфине. Там он обучился грамоте .
Посещал самодеятельные кружки живописи, учился у специальных педагогов . В 1928 году поступил в Абрамцевские скульптурно-художественные мастерские, затем переехал в Богородское , где поступил в школу игрушечной артели . Там он вступил в комсомол .
В 1930—1933 годах учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина у скульптора Б. Н. Ланге . С 1932 года работал в Москве в Институте художественной промышленности . У него появилась собственная мастерская. С 1935 года принимал участие в художественных выставках .
Павел Баландин начинал как скульптор-анималист . Изготовил ряд игрушек и бытовой скульптуры для артели «Богородский резчик» . В 1934 году по заказу Всекохудожника он выполнил четыре небольшие композиции для гостиницы « Москва ». Затем появились его скульптуры «Бык», «Лось», «Баран» и другие подобные. Выполненные в 1935 году первые монументальные произведения «Рысь» и «Тур» украсили ворота Московского зоопарка . На скульптурной выставке 1937 года были представлены его работы «Архар», «Борьба тигра с медведем» и «Весна» .
По словам искусствоведа , « Баландин в своём творчестве удачно синтезирует основательность зоолога, присущую Ватагину , и остроту характеристик, свойственную Ефимову ». В его скульптурах проявляется горделивость и грация животного, стремительность движения. В содержательных композициях он стремился раскрыть поведение животного .
В 1937 году выполнил скульптуру быка для ВСХВ . По замыслу Баландина, скульптура должна была выражать достижения советского животноводства . Как отмечал Нейман, « бык получился великолепным, он поражает своим могучим сложением, декоративной красотой своих форм » .
Во второй половине 1930-х годов Павел Баландин расширил рамки своего творчества, выходя за пределы анимализма. Появились композиции «Пограничник на коне», «Дозор» и «Последний басмач» .
Умер в Москве 15 сентября 1986 года .
В 1966 году скульптор Е. П. Блинова выполнила портрет П. А. Баландина (гипс) .