Фельдман-Конрад, Наталия Исаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наталья Ивановна Бессара́бова (урождённая — Подскребаева ; 19 (31) августа 1895 — 1981) — советская художница, скульптор- керамист .
Родилась 19 (31) августа 1895 года в Воронеже в семье мещан. После окончания гимназии в 1914 году два года работала машинисткой в местной губернской земской управе, при этом занимаясь в Воронежской бесплатной рисовальной школе .
В 1918—1921 годах училась в воронежском отделении Вхутемаса (педагоги — А. А. Бучкури и С. М. Романович ) . После кратковременно брака с В. Ф. Рындиным в 1922 году вышла замуж за художника .
В 1925—1944 годах работала художницей в различных театрах страны, в частности в театре «Остров танца». Художница по костюмам первой постановки балета Ф. З. Яруллина « Шурале » в Татарском театре оперы и балета (создана в 1941 году, однако премьера состоялась уже после войны, в 1945 году) и второй постановки драматического спектакля «Ходжа Насретдин» (осуществлена в 1941 году Татарским театром им. Г. Камала и Татарским театром оперы и балета) .
В 1944—1955 годах работала в лаборатории керамики Научно-исследовательского института художественной промышленности . В 1945 году совместно с искусствоведом А. Б. Салтыковым приступила к возрождению гжельских фарфоровых промыслов. «В поисках „новой старой“ технологии для гжели Салтыков и Бессарабова кинулись в музеи, в том числе в Исторический, и там обнаружили гжельскую кобальтовую роспись на полуфаянсе XIX века <…>. Стало понятно, что кобальт — это идеальное решение. Доступный, яркий, технологически некапризный, он отсылал к одному из подлинных стилей „старой гжели“, но не требовал от художника особого мастерства: мазнул — и всё получилось» .
Работая на Турыгинском заводе художественной керамики, Бессарабова создала ряд собственных изделий и смогла обучить новой технике росписи нескольких мастериц (в частности, Т. С. Дунашову).
«В своих произведениях Н. Бессарабова не отходила от традиционного ассортимента и стилистики гжельской посуды, однако ее вазы, кувшины, чайники становились вещами своего времени. <…> Формы многих произведений художницы крупны, массивны. Под стать им сочная, насыщенная по цвету растительная роспись — моменты, выявляющие ориентацию на полуфаянс Гжели. <…> Традиционный цветок художница трактовала по-своему — центр его был выделен пластичной, упругой овальной линией, к нему по сторонам примыкали по три сочных лепестка. Особая притягательность рисунка заключалась в живости положенных мазков, неожиданности ракурса изображения. Композиции Бессарабовой были в преобладающей степени графичными — четкие, пластически разработанные живописные линии давали силуэтную читаемость рисунку, подчеркнутую благодаря его монохромному решению, звучавшему контрастно относительно белой поверхности фарфора» .
Произведения художницы хранятся в Музее народного искусства и в Историческом музее (Москве), в Русском музее (Санкт-Петербург) и др.