Хворостовский, Дмитрий Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дмитрий Александрович Жуков (род. 15 января 1972 года , Азов , Ростовская область , СССР ) — российский скульптор , известный монументальными работами из металла, выполненными в технике ковки . Член Союза художников России .
Дмитрий Жуков родился в Азове в 1972 году, но его творческая карьера состоялась в Санкт-Петербурге . В начале 2000-х годов он поступил на кафедру художественной обработки металла Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии , с 2003 года участвовал в выставках Союза художников России . На следующий год после защиты диплома, в 2007 году Жуков получил правительственный грант «Муза Петербурга» и в 2008 году провёл первую персональную выставку в галерее ART re.FLEX, которая была тепло принята критиками, а на следующий год вступил в Союз художников. В 2006—2008 годах он также занимался преподавательской работой на кафедре рисунка своей альма-матер .
Жуков живёт и работает в экологическом поселении Нево-Эковиль, расположенном в 20 километрах от города Сортавала и формально являющемся частью посёлка Реускула .
Рассказывая о своём творчестве в интервью журналу «Мир Металла», Жуков отмечал, что нашёл свой стиль, избрав «пластику полосы» — создание произведений из формованной полосами дамасской стали и выколотку, глубокое травление и воронение . В рецензии на первую персональную выставку скульптора, озаглавленной «Полосатое пространство», сотрудник отдела скульптуры Государственного Русского музея Сергей Павлов отметил переход Жукова от знаковости в работах 2005—2007 года (исследований тем магии, мифов и легенд) к более абстрактным формам в последующих произведениях .
Я долгое время варил дамасскую сталь. От нас требовалось, чтобы на поверхности не оставалось ни трещинки. Но мне неровности и трещинки всегда очень нравились. Дмитрий Жуков о своём художественном методе
Помимо персональной выставки скульптора в 2008 году галерея ART re.FLEX представила его совместный с художником Андреем Горбуновым проект «ДНК», в рамках которого Жуков представил серию «Фазы разархивации ДНК» — творческое осмысление процессов естественной мутации и генетической модификации . По словам самого скульптора, «выращивая» произведения из полос металла, он старался передать процесс создания из неких символов и кодов живой материи, не всегда понятной стороннему наблюдателю .
К открытию музея современного искусства « Эрарта » Жуков создал 2 пятиметровые фигуры, которые получили имена «Эра» и «Арта» и были установлены на стилобате здания музея. Аллегорические скульптуры, в которых художественный критик Михаил Золотоносов увидел отсылку к Нике Самофракийской , были призваны символизировать наступление эры искусства. Перед крыльцом музея были размещены ещё две абстрактных объекта Жукова .
В конце 2014 года Жуков представил в ART re.FLEX выставочный проект «Для внутреннего использования», намеренно лишённый сопроводительного кураторского текста, который мог бы помешать внутреннему восприятию зрителя. Входящий в него выставочный объект «Без названия» впоследствии участвовал во многочисленных групповых выставках, включая фестиваль немецком Бюдельсдорфе . В августе 2015 года Жуков в числе 10 художников-новаторов принял участие в специальном проекте 6-й Московской биеннале современного искусства «Паноптикум» с новой серией «Русские кружева» — исследованием семантики архаических языческих символов, результатом которого стали фундаментальные объекты, созданные из колючей проволоки. В 2016 году «Без названия» и «Русские кружева» были представлены на выставке Steambaroque в большом выставочном зале Конюшенного корпуса ЦПКиО имени Кирова . Летом 2016 стало известно, что скульптуры серии «Русские кружева» станут частью парка русской скульптуры при отеле «Шато Гютч» в Люцерне , которым владеет Александр Лебедев .
вДля фестиваля «Архстояние — 2016» , который традиционно состоялся в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области , Жуков выполнил скульптуру «Личная вселенная № 5» — полуторатонный металлический «кокон», рассчитанный на 2 человек, раскрывающий обозначенную кураторами фестиваля тему убежища. Работа над проектом велась на протяжении 6 месяцев в мастерской Жукова в Карелии . Для создания многослойного, завязанного в узел произведения элементы конструкции сперва соединялись методом диффузионной сварки , затем накалялись до 1200 °C, ковались и расслаивались различными инструментами .
Одна из работ проекта «Steambaroque / Парящее барокко» в 2016 году вошла в собрание современного искусства Русского музея и была размещена во внутреннем дворе Мраморного дворца .
Работы Жукова представлены в собраниях Государственного Русского музея , музея современного искусства « Эрарта », на территории фестиваля « Архстояние » в арт-парке Никола-Ленивец . Скульптуры также приобретали частные коллекционеры из России , Германии , Аргентины , Швейцарии и Соединённых Штатов .