Interested Article - Кобро, Катажина

Катажи́на Ко́бро ( 26 января 1898 , Москва 21 февраля 1951 , Лодзь , Лодзинское воеводство ) — русская и польская художница, скульптор- авангардист второй четверти XX века, работавшая в стиле супрематизма , конструктивизма и неопластицизма .

Биография

Детство

Художница-авангардистка немецко-русского происхождения, дочь обеспеченного судовладельца . Мать — русская, урождённая Евгения Розанова . Детские годы будущая художница провела в Риге. Затем поступила в гимназию в Варшаве. Трагические события Первой мировой резко изменили течение жизни Катажины Кобро.

С началом войны гимназия была эвакуирована в Москву. Здесь, в 1916 году, помогая раненым в офицерском отделении госпиталя, Катажина, 18-летняя сестра милосердия, встречает своего будущего мужа, офицера российской армии польского происхождения, Владислава Стржеминского , получившего тяжелейшие ранения в боях.

Москва

В 1917—1920 годах училась в Москве, в МУЖВЗ ; как раз в это время, на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества создаются Первые Государственные свободные художественные мастерские . Здесь преподают Казимир Малевич , Ольга Розанова , Владимир Татлин , Александр Родченко , и здесь учится Кобро. Очень на пользу ей пошло общение с художниками- конструктивистами из группы Общества молодых художников (ОБМОХУ) : Карлом Иогансоном (1890—1929), братьями Владимиром (1899—1982) и Георгием (1900—1933) Стенбергами . В годы гражданской войны в России многие учебные заведения переформируются, а преподавательский состав часто перемещается из города в город.

Польша

В 1920 году Катажина Кобро выходит замуж за Владислава Стржеминского . По свидетельству племянника Катажины, Георга Кобро, именно она «заразила» Владислава своей увлечённостью искусством После того, как Владислав, сотрудник Отдела Изо Наркомпроса , получил новое назначение, они с Катажиной в том же 1920-м переезжают в Смоленск. В Смоленске Кобро читает лекции по скульптуре на отделении керамики в местных «Свомас» (Свободных мастерских), а с 1921 года участвует в работе смоленского филиала витебской группы УНОВИС . Работает как сценограф и плакатист.

В 1922 году Кобро живёт также в Киеве и во Львове. Вскоре Катажина и Владислав нелегально уезжают в Польшу и в 1924 году принимают польское гражданство. Молодая пара с первых же дней занимает видное место в новом польском искусстве. В Варшаве, в 1924 году они участвуют в создании авангардистской художественной группы pl (полностью: «Блок кубистов, супрематистов и конструктивистов»), издававшей одноимённый журнал .

В 1925 году Катажина покидает группу «Блок»; и уже в 1926-м присоединяется к объединению польских художников pl . Осенью того же года участвует в первой выставке этой группы.

В 1929-м — Катажина, вместе с Хенриком Стажевским (1894—1988) и В. Стржеминским оставляет группу «Praesens» и инициирует создание группы pl («artyści rewolucyjni» / «революционные художники»).

В 1932 году Кобро входит группу « Абстракция-Творчество » ( «Abstraction-Création» ; группа просуществовала до 1937 года).

6 ноября 1936 года у Владислава и Катажины родилась дочь pl .

Поздние годы в Лодзи

Спасаясь от начавшейся в 1939 году Второй мировой войны, Катажина вместе с мужем и дочерью бежит к своей семье, в белорусский город Вилейка .

Могила Екатерины Кобро и её дочери Ники. 2014 год.

Умерла Катажина Кобро 21 февраля 1951 года от онкологического заболевания. Погребена на православном участке городского кладбища pl в Лодзи , рядом с pl

Надгробие Катажины Кобро и её дочери, Ники Стржеминьски, на Православном кладбище на Долах ( Лодзь , фото 2007).

Кредо художницы

Следует прочно, бесповоротно и навсегда понять, что скульптура не является ни литературой, ни символом, ни выражением индивидуальной психической эмоции. Скульптура — это только эволюция формы в пространстве <…> Областью скульптуры является форма и пространство. Скульптура является частью пространства, в котором она находится. Скульптура входит в пространство, и пространство в неё.

Катаржина Кобро. Из ответов на вопросник редакционной коллегии журнала «Европа» (1929, № 2) о состоянии европейского искусства

В 1937 году Катажина Кобро ещё раз сформулировала основные тезисы своего художнического кредо для публикации в журнале «Голос пластических искусств» (1937, № 1-7):

«Скульптура является частью пространства. Поэтому условием её органичности предполагается связь с пространством. Скульптура не должна быть закрыта, как непроницаемый композиционный узел, но — стремиться к открытости космоса, когда внутренняя область сложного пространства связана с внешним. Единство композиции есть ритм. Энергия последовательно чередующихся, сменяющих друг друга в пространстве форм производит ритм пространственно-временного континуума».

Катажина Кобро, pl (1937, nr 1-7)

Работы художницы в сети

  • Катажина Кобро : от 12 августа 2014 на Wayback Machine утрачена / реконструкция 1972 года; эпоксидная смола, стеклоткань, дерево, металл, 20 × 40 × 40 см. Музей искусств, Лодзь.
  • Катажина Кобро : от 13 августа 2014 на Wayback Machine сталь, крашенная белым.
  • Катажина Кобро : от 12 августа 2014 на Wayback Machine сталь, крашенная белым, 31,8 × 60,3 × 26.2 см. Частная коллекция.
  • Катажина Кобро : от 9 октября 2014 на Wayback Machine от 11 октября 2014 на Wayback Machine .
  • в Музее искусств города Лодзи .

Значение

  • В Художественном музее Лодзи , города, с которым связана большая часть творческой биографии художницы, организован специальный зал, всё оформление которого, от пола до потолка, выстроено так, чтобы максимально выразительно продемонстрировать пластические находки этой творческой пары: Кобро и Стржеминского.
  • Один из кратеров на Меркурии назван в честь Катажины Кобро: от 12 октября 2014 на Wayback Machine
  • В исторической перспективе чета польских художников-новаторов ничуть не проигрывают в сравнении с дадаистами Швейцарии и Германии ( Ганс Арп , Курт Швиттерс ). Пространственные разработки Кобро не уступают в смелом новаторстве образцам, созданным в Нидерландах художниками и архитекторами De Stijl или от 10 октября 2014 на Wayback Machine русского конструктивиста Эль Лисицкого (1890—1941). Пожалуй, ближе всего Катажине Кобро — и стилистически, и по методам построения формы — новаторство скульптора и архитектора Фредерика Кислера .
  • В честь Катажины Кобро в Польше ежегодно, начиная с 2001 года, присуждается pl в области искусства.

Литература

  • Andrzej Turowski. Konstruktywizm polski. Próba rekonstrukcji nurtu 1921'–1943. — Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk-Łódź: Ossolineum, 1981. — ISBN 83-04-00557-3 .
  • Grzegorz Sztabiński. Dlaczego geometria? problemy współczesnej sztuki geometrycznej. — Łódź: Wydawnictwo Uniwersytetu Łódzkiego, 2004. — ISBN 83-7171-729-6 .
  • Nika Strzemińska. Katarzyna Kobro. — Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Scholar, 1999. — ISBN 8387367575 . — ISBN 8373830421 .
  • Marzena Bomanowska. 7 rozmów o Katarzynie Kobro. — Łódź: Muzeum Sztuki, 1981. — ISBN 9788387937973 .
  • Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915-1932 : [каталог выставки]. — Берн, Москва: Издательства «Бентелли» и «Галарт», 1993. — 832 с. (стр. 768; илл. 294, 296).
Мемориальная доска в честь Катажины Кобро и Владислава Стржеминского на стене дома № 75 по ул. Сребржинской в г. Лодзь .

Фильмография

  • В 2009 году режиссёр Мацей Войтышко снял 87-минутный телевизионный спектакль от 13 ноября 2014 на Wayback Machine Премьера фильма на польском телевидении состоялась 28 февраля 2011 года. Фильм повествует о горьком финале семейной жизни Катажины Кобро и Владислава Стржеминского. Тяжелейшая нищета во время Второй мировой войны, когда Катажина вынуждена ломать и бросать в печь свои скульптуры, чтобы согреть дом и приготовить еду для маленькой дочери Ники. Чашу терпения переполнена, когда католик Владислав узнал о том, что Катажина тайно окрестила Ники в Православной церкви.
  • Фильм от 1 октября 2016 на Wayback Machine (Niebieskie kwiaty. Film o miłości Katarzyny Kobro i Władysława Strzemińskiego) / 49 мин., на польском языке / Youtube.com

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. Mikina E. Katarzyna Kobro // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  3. Katarzyna Kobro // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  4. (англ.) — 2021.
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #118986767 // (нем.) — 2012—2016.
  6. От матери Катаржина восприняла православную веру.
  7. Малевич преподаёт в ГСХМ в 1919 года, после возвращения из Петрограда и до отъезда в Витебск.
  8. Ольга Розанова скоропостижно умерла от дифтерита 7 ноября 1918 года.
  9. Например, в 1919 году, по приглашению ректора Витебского художественно-практического института, Веры Ермолаевой , в Витебск для руководства живописной мастерской приехал Малевич (и организовал здесь общество « Утвердителей нового искусства ».
  10. . Это свидетельство произнесено Георгом Кобро с большой убеждённостью, с экспрессивным использованием в польской речи русского слова «воспламенился», применительно к новообращённому художнику: от 1 октября 2016 на Wayback Machine
  11. В журнале «Блок» авангардист Стржеминский впервые изложил теорию нового направления в искусстве — « унизма » (Unizm), включающую оригинальную теорию ви́дения. Полностью эта теория выкристаллизуется и будет оформлена ко времени издания в 1928 году книги «Унизм в живописи». Позже, концепция художника нашла своеобразное преломление в творчестве современного польского минималистского композитора Зыгмунта Краузе .
  12. от 20 октября 2020 на Wayback Machine // Kulturologia.Ru
  13. Ника Стржеминьская станет врачом-психиатром и писательницей. Много сил она отдала популяризации творчества своих родителей. Умерла 13 октября 2001 года в Варшаве. Похоронена в одной могиле с матерью на Православном кладбище в Лодзи на Долах.
  14. «Głos Plastyków» (1937, nr 1-7), иллюстрированный ежемесячный журнал, посвященный изобразительному искусству, издаваемый (с 1930 года до начала Второй мировой войны) Ассоциацией художников в Кракове».
  15. Искусство на этом примере словно выходит за границы, предписанные ему канонами старой культуры; в соответствии с теорией производственного искусства Тарабукина : «Соединить искусство с трудом, труд — с продукцией, а произведенные предметы — с повседневной жизнью». Или, согласно теории Б. Арватова , — «Совпадение искусства с производительным трудом общества, в смысле превращения его, подобно науке и технике, в непосредственную производительную силу — необходимо для гармоничной организации жизни»: Е. В. Сидорина, от 14 июля 2014 на Wayback Machine
  16. от 9 октября 2014 на Wayback Machine , Portal Kulturalny Magazin, 2013. (англ.)
  17. Фредерик Джон Кислер (1890—1965), австрийский, а позднее американский, дизайнер, сценограф и архитектор помимо экспериментов с архитектурой (положивших начало опытам архитекторов- деконструктивистов , таких, как en или Заха Хадид ), знаменит фантастическим оформлением новаторской галереи en американки Пегги Гуггенхайм в Нью-Йорке .
  18. В 2006 году, в частности, эту премию получил прославленный канадский видеохудожник польского происхождения en

Ссылки

Источник —

Same as Кобро, Катажина