Во 2 луне
У
,
Лу
,
и Тань напали на южные границы
Ци
(чтобы помочь Чэнь), их поддержал
цзиньский
полководец Чжао Ян
.
юэский
ван
явился к
ускому
и поднёс дары вану, а также тайцзаю Пи.
У Цзы-сюй
советовал уничтожить
Юэ
, но
уский
ван не послушал его, а направил послом в Ци. Тайцзай Пи (Бо Пэй) и
юэский
Фэн Тун оклеветали У Цзы-сюя (У Юня). В
Ци
У Цзы-сюй оставил своего сына на попечение
циского
Бао Му (из рода Бао-ши). Узнав об этом из речи Бо Пэя,
уский
ван приказал У Цзы-сюю покончить с собой. Перед тем как броситься на меч, тот попросил поместить его глаза на восточных воротах столицы
У
, чтобы увидеть, как её возьмут
юэские
войска, а на его могиле посадить катальпу, из которой сделают гроб для вана, по приказу вана его тело зашили в мешок и бросили в Янцзы
(в соответствии с рассказом гл.41 «
Ши цзи
» и эпизода 233 «
Го юй
», смерть У Цзы-сюя произошла после битвы при Айлине, так излагает и Васильев
).
Умер
циский
сановник Тянь Ци, ему наследовал сын Чан (Тянь Чэн-цзы)
.
Бао-цзы (Бао Му) в 3 луне, в день
убил князя
Ци
(Ян-шэна)
,
цисцы
поставили его сына Жэня (
, эра правления 484—481)
(согласно «
Цзо чжуань
», Дао-гун убил Бао-цзы в 487 году, а затем
цисцы
убили гуна
).
уский
три дня оплакивал
циского
гуна, а затем атаковал
Ци
.
Согласно гл. 5 «
Ши цзи
», победа усцев в сражении с
Ци
, согласно «
Цзо чжуань
» и гл.31 «
Ши цзи
», поражение усцев, флот которых напал на
Ци
с моря, и
уский
ван отвёл войска
.
Циский
поручил управление Цзянь Чжи (в «
Цзо чжуань
» он назван Кань Чжи Цзы-во), который сопровождал его в изгнании в
Лу
, а теперь стал правым советником. Левым советником стал Тянь Чан
.
Конфуциева летопись «
Чуньцю
» («Вёсны и осени»). Перевод и примечания Н. И. Монастырева. М., 1999. С.104-105
Чуньцю, известие 1
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С.222; Т. V. М., 1987. С.61, 82; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.212 (по «
Цзо чжуань
»);
и Тань в «
Ши цзи
» не упомянуты; Чуньцю, известие 2 и примечания на с.191
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С.223; Т. V. М., 1987. С.37; Т. VI. М., 1992. С.19; Т. VII. М., 1996. С.62-64; Го юй (Речи царств). М., 1987. С.277-278
Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.213
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. VI. М., 1992. С.110
Чуньцю, известие 3
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С.222; Т. V. М., 1987. С. 61; Т. VI. М., 1992. С.110
Комментарий Р. В. Вяткина в кн. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С.238; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С.198 (одобряет «
Цзо чжуань
»)
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С.37
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. II. М., 2001. С.36; Примечания в кн. Чуньцю. М., 1999. С.191
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. II. М., 2001. С. 37; Т. V. М., 1987. С.37; Комментарий Р. В. Вяткина и В. С. Таскина в кн. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. II. М., 2001. С. 309; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т.2. М., 2000. С. 199;
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С.61 и комментарий Р. В. Вяткина на с.238; Т. VI. М., 1992. С.110
Чуньцю, известие 4
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. С. 61; Чуньцю, известие 5
Чуньцю, известие 6
Чуньцю, известие 7
Чуньцю, известие 8
Чуньцю, известие 9
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С. 222; Чуньцю, известие 11
↑
Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. III. М., 1984. С. 223