Interested Article - Золя, Эмиль

Эми́ль Золя́ ( фр. Émile Zola ; 2 апреля 1840 (1840-04-02) , Париж 29 сентября 1902 , там же) — французский писатель , драматург и публицист .

Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века — вождь и теоретик так называемого натуралистического движения в литературе. Известен прежде всего масштабным 20-томным циклом « Ругон-Маккары », в котором описал все слои французского общества времён Второй империи . Его произведения были многократно экранизированы в кино и на телевидении.

Сыграл значимую роль в громком « Деле Дрейфуса », из-за которого был вынужден эмигрировать в Англию .

Биография

Детство и юность в Провансе

Эмиль Золя (Ок.1870)
Эмиль Золя с своими родителями
Эмиль Золя
Портрет кисти Мане . 1868. Париж, Музей Орсе
Эмиль Золя . Рисунок с натуры, сделанный во время его поездки на локомотиве из Парижа в Мант в поиске «жизненных свидетельств» для своего романа « Человек-зверь ». «L’Illustration», 8 марта 1890

Эмиль Золя родился 2 апреля 1840 года в Париже в семье инженера итальянского происхождения Франсуа Золя (Франческо Цолла, итал. Francesco Zolla), принявшего французское гражданство, и матери-француженки . В 1843 году отец Эмиля получил контракт на строительство канала в Экс-ан-Провансе и перевёз туда свою семью. Вместе с финансовыми партнёрами он создаёт компанию для проведения в жизнь задуманных проектов в Провансе. Работы по сооружению канала и плотины для снабжения города водой начались в 1847 году, но в том же году Франсуа Золя умирает от воспаления лёгких.

Эмиль Золя в своём рабочем кабинете . Фото. Её публикация в немецком журнале 4 октября 1902 года была посвящена случившейся несколькими днями ранее кончине писателя

После смерти мужа мать Эмиля находится в большой нужде, живя на скудную пенсию. В 1851 году она возвращается с сыном в Париж, чтобы следить за судебным процессом, начатым кредиторами против компании покойного Франсуа Золя. В 1852 году компанию объявляют банкротом, а в следующем году канал меняет владельцев.

Образование Эмиль начинает получать относительно поздно для того времени — в семь лет. Мать помещает его в пансион при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где тот учится в течение пяти лет. В Провансе же Золя получает и религиозное образование — первое причастие он проходит в 1852-м.

В Экс-ан-Провансе одним из ближайших друзей Эмиля Золя становится художник Поль Сезанн , с которым он будет поддерживать дружбу вплоть до середины 1880-х годов. В это же время Золя увлекается произведениями Альфреда де Мюссе , Альфреда де Виньи и Виктора Гюго . Он сам пробует писать стихи, но они в настоящее время утрачены. Городок Экс-ан-Прованс и весь регион станут источниками для многих сцен и сюжетов в его будущих романах из цикла «Ругон-Маккары». Сам образ города выведен в книгах под вымышленным названием Плассан .

Богемная жизнь

В 1858 году Эмиль переезжает к матери в Париж. Живут они в достаточно скромных условиях. Мать Золя планировала для сына карьеру юриста, но тот дважды провалил свой экзамен на бакалавра.

В течение зимы 1860—1861 годов Эмиль заводит любовную связь с девушкой по имени Берта, которую он сам называл «девушкой с вечеринками» ( фр. une fille à parties), то есть проституткой. Он вынашивал идею «вытащить её из потока», приобщить к приличному роду занятий, но этот идеализм не смог противостоять реалиям жизни в Париже. Эта неудача послужит основой его первого романа « » (1865). Позже сюжет частично будет пересказан Эмилем в его цикле «Ругон-Маккары». Среди действующих лиц его произведений возникнет похожий сторонник религиозного воспитания и аналогичное стремление к жизни без обязательств.

В это время Золя постигает гуманистическую культуру, читая Мольера , Монтеня и Шекспира , а также попадает под влияние более современного Жюля Мишле . Он также увлекается живописью, близко сходится с импрессионистами: Эдуардом Мане , Камилем Писсарро , Огюстом Ренуаром , Альфредом Сислеем , Яном Бартолдом Йонгкиндом . Эдуард Мане пишет несколько портретов Золя, а Поль Сезанн продолжает оставаться его ближайшим другом. В течение многих десятилетий писатель и художник будут поддерживать тёплые отношения, помогать друг другу в финансовом отношении, вести обширную переписку. Но после публикации романа «Творчество», в котором Сезанн неприятным образом узнает себя в образе художника Клода Лантье, их дружба прекращается. Сезанн отправил последнее письмо Золя в 1886 году и с тех пор они больше не увидятся.

Первые публикации

Свою литературную деятельность Золя начал как журналист (сотрудничество в «L’Evénement», «Le Figaro», «Le Rappel», «Tribune»); многие из его первых романов — типичные « романы-фельетоны » («Марсельские тайны» ( Les Mystères de Marseille , 1867)). На всём последующем протяжении своего творческого пути Золя сохраняет связь с публицистикой (сборники статей «Что мне ненавистно» ( Mes haines , 1866), «Поход» ( Une campagne , 1882), «Новый поход» ( Nouvelle campagne , 1897)). Эти выступления — знак его активного участия в политической жизни.

Золя стоял в центре литературной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века и был связан с крупнейшими писателями этого времени («Обеды пяти» (1874) — с участием Гюстава Флобера , Ивана Тургенева , Альфонса Доде и Эдмона Гонкура ; «Меданские вечера» (1880) — знаменитый сборник, включавший произведения самого Золя, Жориса Карла Гюисманса , Ги де Мопассана и ряда второстепенных натуралистов, как , Леон Энник и Поль Алексис ).

В последний период своей жизни Золя тяготел к социалистическому мировоззрению, не выходя за рамки радикализма . Как высшая точка политической биографии Золя должно быть отмечено его участие в деле Дрейфуса , которое обнажило противоречия Франции 1890-х годов , — знаменитая статья «J’accuse» (« Я обвиняю »), за которую писатель заплатил изгнанием в Англию (1898).

В 1901 и 1902 годах член Французской Академии Марселен Бертло выдвигал Эмиля Золя на соискание Нобелевской премии по литературе .

Смерть

Золя скончался в Париже от отравления угарным газом , по официальной версии — из-за неисправности дымохода в камине. Его последние слова, обращенные к жене, были: «Мне плохо, голова раскалывается. Посмотри, и собака больная. Наверное, мы что-то съели. Ничего, всё пройдёт. Не надо никого тревожить…». Современники подозревали, что это могло быть убийство , но неопровержимых доказательств этой версии найти не удалось.

В 1953 году журналист Жан Бореля опубликовал в газете « Либерасьон » расследование «Убит ли Золя?», заявив, что смерть Золя, возможно, является политическим убийством, а не несчастным случаем. Он основывал своё утверждение на откровениях нормандского фармацевта Пьера Акина, который рассказывал, что трубочист Анри Буронфоссе признавался ему в том, что намеренно заблокировал дымоход квартиры Эмиля Золя в Париже.

Личная жизнь

Эмиль Золя дважды был женат; от второй супруги (Жанна Розро) у него было двое детей.

Память

В честь Эмиля Золя назван на Меркурии .

В Парижском метро есть станция Avenue Emile Zola на 10-й линии рядом с одноимённой улицей.

Изображён на французской почтовой марке 1967 года.

Творчество

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м годам — «Сказки Нинон» ( Contes à Ninon , 1864), «Исповедь Клода» ( La Confession de Claude , 1865), «Завет умершей» ( Le vœu d’une morte , 1866), «Марсельские тайны» ( Les Mystères de Marseille , 1867).

Эмиль Золя со своими детьми. 1890-е гг.
Эмиль Золя за чтением газеты « L’Aurore » в кругу своей семьи в . 1895

Молодой Золя стремительно подходит к своим основным произведениям, к центральному узлу своей творческой деятельности — 20-томной серии « Ругон-Маккары » ( Les Rougon-Macquart ). Уже роман «Тереза Ракен» ( Thérèse Raquin , 1867) заключал в себе основные элементы содержания грандиозной «Естественной и социальной истории одной семьи в эпоху Второй империи ».

Золя тратит много усилий, чтобы показать, как законы наследственности сказываются на отдельных членах семьи Ругон-Маккаров. Вся эпопея связана тщательно разработанным планом, опирающимся на принцип наследственности — во всех романах серии выступают члены одной семьи, настолько широко разветвлённой, что отростки её проникают как в самые высокие слои Франции, так и в её низы. Незаконченная серия «Четвероевангелие» («Плодовитость» ( Fécondité , 1899), «Труд», «Истина» ( Vérité , 1903), «Справедливость» ( Justice , не завершён)) выражает этот новый этап в творчестве Золя.

В промежутке между сериями «Ругон-Маккары» и «Четвероевангелие» Золя написал трилогию «Три города»: «Лурд» ( Lourdes , 1894), «Рим» ( Rome , 1896), «Париж» ( Paris , 1898).

Эмиль Золя в России

Эмиль Золя приобрёл популярность в России на несколько лет раньше, чем во Франции . Уже «Сказки Нинон» были отмечены сочувственной рецензией (« Отечественные записки ». 1865 . Т. 158. — С. 226—227). С появлением переводов двух первых томов «Ругон-Маккаров» (« Вестник Европы », 1872 . Кн. 7 и 8) началось усвоение его широкими читательскими кругами. Переводы произведений Золя выходили с купюрами по цензурным соображениям, тираж романа «Добыча», вышедший в изд. Карбасникова (1874), был уничтожен.

Могильный камень, оставшийся в качестве кенотафа на месте первоначальной могилы Золя на кладбище Монмартр , перемещённой 4 июня 1908 г. в Пантеон

Роман «Чрево Парижа», переведённый одновременно «Делом», «Вестником Европы», «Отечественными записками», «Русским вестником», «Искрой» и «Библ. деш. и общедост.» и вышедший в двух отдельных изданиях, окончательно утвердил репутацию Золя в России.

В 1870-х гг. Золя был усвоен главным образом двумя группами читателей — радикальными разночинцами и либеральной буржуазией. Первых привлекли зарисовки хищнических нравов буржуазии, использованные у нас в борьбе с увлечением возможностями капиталистического развития России. Вторые нашли у Золя материал, уяснявший их собственное положение. Обе группы проявили большой интерес к теории научного романа, видя в ней решение проблемы построения тенденциозной беллетристики ( Боборыкин П. Реальный роман во Франции // Отечественные записки . 1876. Кн.6, 7).

« Русский вестник » воспользовался бледной обрисовкой республиканцев в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа» для борьбы с враждебной идеологией радикалов. С марта 1875 по декабрь 1880 Золя сотрудничал в «Вестнике Европы» . 64 «Парижских письма», напечатанных здесь, составились из социально-бытовых очерков, рассказов, литературно-критических корреспонденций, художественной и театральной критики и излагали впервые основы «натурализма». Несмотря на успех, корреспонденция Золя вызвала разочарование радикальных кругов в теории экспериментального романа. Это повлекло за собой при малом успехе в России таких произведений Золя, как «Западня», «Страница любви», и скандальной известности « Нана » падение авторитета Золя ( Басардин В. Новейший Нана-турализм // Дело. 1880 . Кн. 3 и 5; Темлинский С. Золяизм в России. М., 1880 ).

Надгробие Золя в Пантеоне

С начала 1880-х гг. стало заметно литературное влияние Золя (в повестях «Варенька Ульмина» , «Краденое счастье» Вас. И. Немировича-Данченко , «Псарня», «Выучка», «Молодые» П. Боборыкина ). Это влияние было незначительным, а сильнее всего оно сказалось на П. Боборыкине и М. Белинском ( И. Ясинском ).

В 1880-х и первой половине 1890-х гг. романы Золя не пользовались идеологическим влиянием и бытовали преимущественно в буржуазных читательских кругах (переводы печатались регулярно в «Кн. неделе» и «Наблюдателе»). В 1890-х гг. Золя приобрел вновь в России крупное идейное влияние в связи с отголосками дела Дрейфуса , когда вокруг имени Золя и в России поднялась шумная полемика («Эмиль Золя и капитан Дрейфус. Новый сенсационный роман», вып. I—XII, Варшава, 1898 ).

Последние романы Золя выходили в русских переводах в 10 и более изданиях одновременно. В 1900-х гг., особенно после 1905 , интерес к Золя заметно спал, чтобы вновь возродиться после 1917 . Ещё ранее романы Золя получили функцию агитационного материала («Труд и капитал», повесть по роману Золя «В копях» («Жерминаль»), Симбирск, 1908 ) ( В. М. Фриче , Эмиль Золя (Кому пролетариат ставит памятники), М., 1919 ).

Произведения

Романы

  • Исповедь Клода ( La Confession de Claude , 1865)
  • Завет умершей ( Le vœu d'une morte , 1866)
  • Тереза Ракен ( Thérèse Raquin , 1867)
  • Марсельские тайны ( Les Mystères de Marseille , 1867)
  • Мадлена Фера ( Madeleine Férat , 1868)

Ругон-Маккары

Три города

  • Лурд ( Lourdes , 1894)
  • Рим ( Rome , 1896)
  • Париж ( Paris , 1898)

Четвероевангелие

  • Плодовитость ( Fécondité , 1899)
  • Труд ( Travail , 1901)
  • Истина ( Vérité , 1903)
  • Справедливость ( Justice , не завершён)

Повести

  • Осада мельницы ( L’attaque du moulin , 1880)
  • Госпожа Сурдис ( Madame Sourdis , 1880)
  • Капитан Бюрль ( Le Capitaine Burle , 1882)

Новеллы

  • Сказки Нинон ( Contes à Ninon , 1864)
  • Новые сказки Нинон ( Nouveaux contes à Ninon , 1874)

Пьесы

  • Наследники Рабурдена ( Les héritiers Rabourdin , 1874)
  • Розовый бутон ( Le bouton de rose , 1878)
  • Рене ( Renée , 1887)
  • Мадлена ( Madeleine , 1889)

Литературно-публицистические произведения

  • Что мне ненавистно ( Mes haines , 1866)
  • Мой салон ( Mon Salon , 1866)
  • Эдуард Мане ( Edouard Manet , 1867)
  • Экспериментальный роман ( Le Roman expérimental , 1880)
  • Романисты-натуралисты ( Les romanciers naturalistes , 1881)
  • Натурализм в театре ( Le Naturalisme au théâtre , 1881)
  • Наши драматурги ( Nos auteurs dramatiques , 1881)
  • Литературные документы ( Documents littéraires , 1881)
  • Поход ( Une campagne , 1882)
  • Новый поход ( Nouvelle campagne , 1897)
  • Истина шествует ( La vérité en marche , 1901)

Издания на русском языке

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений: [В 29 томах]. — СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896—1899. — (Собрание сочинений избранных иностранных писателей).
  • Собрание сочинений: В 18 томах / Под общ. ред. А. Пузикова . — М. : Правда , 1957. — (Библиотека «Огонек»).
  • Собрание сочинений: В 26 томах / Под общ. ред. И. Анисимова, Д. Обломиевского, А. Пузикова. — М. : Государственное издательство художественной литературы , 1960—1967. — 300 000 экз.
  • Собрание сочинений: В 20 томах (16 книгах) / Отв. ред. И. А. Смирнова. — М. : Голос, 1992—1998.
  • Собрание сочинений: В 12 томах. — М. -Тверь: Художественная литература, Альба, 1995—2000.
  • Собрание сочинений: В 20 томах. — М. : Терра , 1996—1998.
  • Собрание сочинений: В 16 томах. — М. : Книжный клуб «Книговек», 2011.

Критика и публицистика

  • / Пер. с фр. под ред. и с предисл. . — СПб. : Изд. редакции журнала «Образование», 1903.
  • // Литературные манифесты французских реалистов: Сб. / Под ред. и со вступ. статьёй М. К. Клемана . — Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1935. — С. 97—102.
  • // Там же. — С. 103—123.

Избранная литература о Золя

Экранизации

Примечания

  1. (фр.) — .
  2. (нидерл.)
  3. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. (англ.) . Nomination Database . The Official Web Site of the Nobel Prize. Дата обращения: 23 февраля 2017. 24 октября 2016 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 26 июля 2020. 26 июля 2020 года.
  6. от 14 января 2014 на Wayback Machine (фр.)
  7. (неопр.) . Дата обращения: 13 января 2014. 13 января 2014 года. (фр.)
  8. , с. 95—97.

Литература

Ссылки

  • Луков Вл. А. (неопр.) . Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Дата обращения: 24 ноября 2011. 4 февраля 2012 года.

В статье использован текст И. Анисимова и М. Клемана , перешедший в общественное достояние . Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939 .

Same as Золя, Эмиль