Interested Article - Брейтнер, Георг Хендрик

Георг Хендрик Брейтнер ( нидерл. George Hendrik Breitner ; 12 сентября 1857 , Роттердам 5 июня 1923 , Амстердам ) — голландский художник и фотограф , крупный представитель .

Жизнь и творчество

Г. Х. Брейтнер родился в семье торговца зерном. Был трудным ребёнком; в 14 лет он бросил школу и поступил на работу, свободное время посвящая рисованию. Любимыми темами в произведениях юноши были изображения битв и военного быта. После того, как Брейтнер взял несколько уроков у роттердамского живописца Кристоффеля Нерденберга, последний распознал талант мальчика и убедил отца не препятствовать его развитию. В 1876 году Г. Х. Брейтнер поступает в Королевскую академию изящных искусств в Гааге . В Гааге Брейтнер знакомится с представителями гаагской школы — такими, как Йозеф Израэльс , Якоб Марис и Антон Мауве . По собственному признанию, он у этих художников научился большему, нежели в закостнелой Академии. Кроме военной тематики, Брейтнер в этот период увлекается изображением лошадей. Он также работает в художественной мастерской Виллема Мариса .

В 1880 году Брейтнер за прогулы и нарушения дисциплины исключается из Академии. Однако он уже успел стать известным благодаря своим «лошадиным» полотнам — настолько, что Хендрик Виллем Месдах поручает ему изобразить кавалерию на берегу моря в своей знаменитой панораме Месдага в Схевенингене . Кроме этого, Брейтнер начинает сам преподавать рисование в Лейденской академии. В 1882 году художник знакомится с Ван Гогом , с которым его связала искренняя дружба. Вместе они отправлялись делать зарисовки на улицы Гааги, выискивая наиболее интересные типы из рабочих и служанок. В 1884, после окончания панорамы Месдага, Брейтнер уезжает в Париж , где работает в мастерской Фернана Кормона . В 1886 он возвращается в Голландию, в Амстердам, где живёт и работает до самой своей смерти.

Г. Х. Брейтнера не увлекли идеи французских «ярких» импрессионистов, его живопись после пребывания во Франции становится ещё более предметной, «правдивой» и мрачной. Брейтнер является представителем так называемого «тёмного» или «чёрного» импрессионизма. Художник рисует виды Амстердама, разыгрывающиеся на его улицах сценки, изображает городских ремесленников, домохозяек, докеров, бездомных собак и проч. Зачастую эти его работы вызывают у зрителя чувства уныния и безысходности. В 1880-е годы Брейтнер вступает во влиятельную художественную группу Восьмидесятые (De Tachtigers)

Кроме «уличной» живописи, художник также писал натюрморты, портреты и женские ню . Наиболее известны его картины с изображениями девушек и женщин, закутанных в кимоно.

Приблизительно в 1889 году художник открывает для себя искусство фотографии. Начиная экспериментировать с этим новым видом техники, Брейтнер вначале, по советам своих коллег из группы Восьмидесятые , использует фото лишь как помощь для создания живописных работ. Однако затем, с развитием мастерства, его фотоискусство развивается в самостоятельную ветвь творчества, ставшую равноценной его таланту живописца и дополняющую его. Наиболее интересовали его передача в фото движения и освещения, в чём художник добился больших успехов. Фотокамера сопровождала его практически всё время в последние годы жизни. Фотоснимки Брейтнера (а после него осталось более 2.000 негативов) являются ценными свидетельствами о жизни и быте Амстердама конца XIX — начала XX столетия.

Искусство Г. Х. Брейтнера было весьма популярно. Скончался он от инфаркта. В последний путь его пришло проводить огромное количество амстердамцев.

Галерея

  • Променад с тремя дамами
    Променад с тремя дамами
  • Зима в Амстердаме
    Зима в Амстердаме
  • Серьга (1893)
    Серьга (1893)
  • Мост песен у Дворцовой площади в Амстердаме (1896)
    Мост песен у Дворцовой площади в Амстердаме (1896)
  • Спящая обнажённая
    Спящая обнажённая
  • Всадники на прогулке
    Всадники на прогулке
  • Лошади конки в Амстердаме
    Лошади конки в Амстердаме
  • Натюрморт с розами
    Натюрморт с розами
  • Портрет жены художника
    Портрет жены художника
  • В мастерской
    В мастерской
  • Обнажённая (1892)
    Обнажённая (1892)
  • Лежащая обнажённая (1887)
    Лежащая обнажённая (1887)
  • Белый конь
    Белый конь
  • Ахтербургвал в Амстердаме (фотография)
    Ахтербургвал в Амстердаме (фотография)
  • Улицы Амстердама (фотография) (1906—1910)
    Улицы Амстердама (фотография) (1906—1910)
  • Королевский дворец (фотография) (1890—1900)
    Королевский дворец (фотография) (1890—1900)
  • Амстердам, Дворцовая улица (фотография) (1893—1900)
    Амстердам, Дворцовая улица (фотография) (1893—1900)
  • Улицы Амстердама (фотография)
    Улицы Амстердама (фотография)
  • Девушка в красном кимоно (1894)
    Девушка в красном кимоно (1894)

Примечания

  1. ↑ Брейтнер Георг Хендрик // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. ↑ (нидерл.)

Same as Брейтнер, Георг Хендрик