Мюнхгаузен, Карл Фридрих Иероним фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Мюнхгаузен (скончался 23 января 1572 года) — церковный деятель, политик, дипломат, торговец; князь-епископ Курляндский (с 1540 по 1560 год) и князь-епископ Эзель-Викский (с 1547 по 1560 год). С 1547 года занимал пост каноника домского собора в Фердене (Аллере) .
Его отцом был влиятельный немецкий землевладелец Иоганн Мюнхгаузен (1466—1551), который владел замком в . Также он взял в залог крупное и богатое имение в Дипенау . Его мать — Анна фон Веттберг, представительница немецкого аристократического рода, также обладавшего обширными земельными владениями. В 1530 году Иоганн-старший в связи с противоречиями, связанными с приходом идей Реформации в Минден , где он в это время находился, вступил во враждебные отношения с городским советом и ремесленными цехами. Горожане подняли бунт и тут же изгнали семью Мюнхгаузена из города, вынудив их укрыться в родовом замке в Хадденхаузене. После непродолжительной спонтанной осады замка восставшие апологеты новой веры захватили оплот семьи Мюнхгаузенов, взяли в плен отца вместе с тремя сыновьями (судя по всему, Кристофером, Иобстом и Генрихом) и сожгли замковый комплекс вместе с вспомогательными строениями.
По всей видимости, Иоганн-младший впервые получает должность каноника в Бремене , во всяком случае, впервые он на этом посту упоминается в 1525 году, когда его отправляют в поездку с миссией в качестве посланника архиепископа (по данным Государственного архива). В 1540 году он назначен главой курляндской епархии (под именем Иоганн IV), а с 1542 года он стал епископом Эзель-Вика (под именем Иоганн V); таким образом, он возглавил две значимые прибалтийские епархии, игравшие важную роль в распределении сил в Земле Святой Марии . В дополнении к функции духовного лидера он исполнял роль светского правителя в двух епархиях, значимых в контексте Ливонской конфедерации. В качестве епископа он настоял на том, чтобы несколько семей состоятельных евреев смогли спокойно поселиться на территории его епархии в Пильтене ; тем самым им была заложена традиция еврейского поселения в курляндских землях. В то же время о нём распространилась слава как об эгоистичном и бессовестном правителе, который в первую очередь преследует личную выгоду во всех начинаниях.
Его брат, , вынужден был наследовать старый фамильный замок в Хадденхаузене, разрушенный взбунтовавшимися городскими протестантами, но вскоре, в 1557 году, он последовал за Иоганном в курляндскую епархию, где оказал ему моральную поддержку в противостоянии с рыцарями. С 1557 по 1561 год Кристофер занимал должность фогта Эзель-Викской епархии. Фактически его должность приравнивалась к статусу светского администратора в епископских владениях Курляндии и Эзель-Вика.
В это время, в январе 1558 года со вторжения русских войск Ивана Грозного в ливонские земли началась Ливонская война , которая приняла затяжной характер упорной геополитической борьбы. В начале военных действий Иоганн Мюнхгаузен с братом уединяются в Дерпте , где проводят встречи со своими вассалами и соратниками в своих ливонских поместьях. Во время обсуждения дальнейшей стратегии Иоганн и Кристофер Мюнхгаузены решают обратиться за помощью к одной из заинтересованных стороны регионального конфликта — Дании , но также ими всерьёз рассматриваются варианты будущего политического сотрудничество с Польшей , Литвой и Швецией . Но поскольку влиятельные горожане, представители феодальной аристократии, начали вступать к контакты со Швецией, Иоганн Мюнхгаузен, недовольный нарастанием влияния прошведски настроенных эстляндцев, объявив себя особым уполномоченным датского короля Кристиана III , собрал силы и захватил орденский замок в Ревеле , после чего самовольно объявил себя губернатором Эстляндии , что и было подтверждено датским королём. Вскоре после этого демарша ревельский комтур лично предпринял путешествие в Данию для того, чтобы подписать договор о передаче ревельского орденского замка и других укреплений фогту Эзель-Вика Кристофору фон Мюнхгаузену, который также в одностороннем порядке провозгласил себя уполномоченным датского короля и помогал брату занять крепостные сооружения Ревеля от имени Кристиана III. Интрига удалась. Датчане смогли утвердиться на эстляндских землях и опередили шведских сановников, закрепив свои права на юридическом уровне.
Ранее епископ Иоганн Мюнхгаузен уже пытался перейти под датское подданство. Он намеревался искать защиту от недругов, пользуясь покровительством датской короны, но миролюбивый Кристиан III отказал ему в официальной поддержке. Его посольство прибыло в Ригу в конце 1558 году с намерением объявить решение короля отказаться от сотрудничества с просившими покровительства епископами. Тем не менее, его молодой преемник Фредерик II более перспективно оценивал возможности сотрудничества с правителями Ливонии. В это время магистр Ливонского ордена Иоганн Вильгельм фон Фюрстенберг , не желая взятия Риги и Ревеля войском Ивана Грозного, также отправил обращение за военной помощью к датскому королю, следуя примеру Мюнхгаузенов. Таким образом, сразу несколько лидеров терявшей влияние Ливонской конфедерации наладили сношения с Данией, пытаясь обрести поддержку против московской экспансии.
Известно, что Иоганн Мюнхгаузен был успешным торговцем; ему принадлежали обширные пахотные земли, на которых он выращивал огромное количество зерна с целью последующего экспорта. Он был достаточно богатым, чтобы одновременно скупать зерно у ганзейских купцов, у орденских вассалов — владельцев угодий, после чего открывал фактории в крупных торговых городах Северной Германии и даже Голландии . Иногородние конторы Иоганна приносили ему немалую прибыль, которую он использовал в своих целях.
26 сентября 1559 года Фредерик II втайне подписал соглашение с Кристофером Мюнхгаузеном, по которому Иоганн добровольно отказывался от должности епископа за определённое денежное вознаграждение и король приобретал право назначить его преемника. Иными словами, по условиям этого соглашения Курляндия и Эзель-Вик фактически переходили в подчинение датской монархии. После долгих размышлений Иоганн фон Мюнхгаузен решил продать свои владетельные права над епископством и всеми замками и поместяьми датскому королю — однако с юридической точки зрения возникают сомнения в легитимности имущественных притязаний самого Мюнхгаузена, хоть и избранного епископом, но не являвшегося полноценным владельцем этих земель, а процедура секуляризации епархий тогда не была утверждена. Молодой датский король также проявил заинтересованность в приобретении епархиальных земель, так как датчан привлекала возможность вернуть утраченное господство на территориях Северо-Западной Прибалтики, как это было во времена могущественного монарха-завоевателя Вальдемара II . Платила по договору вдовствующая королева-мать Доротея ; сумма выкупа епархиальных территорий составила 30 000 серебряных талеров (около 840 килограммов серебра).
После успешной сделки в 1560 году Мюнхгаузен сложил с себя сан и удалился в Ферден на родину, чтобы на месте контролировать коммерческую деятельность в принадлежавших ему конторах. Позже Фредерик III решил уладить внутренний территориальный конфликт со своим младшим братом Магнусом , который претендовал на обширные участки Гольштинского герцогства , передав Магнусу владения в Прибалтике. В результате в апреле 1560 года молодой герцог Магнус из Голштинии, высадился близ Аренсбурга с группой вооружённых ландскнехтов с намерением вступить в владетельные права над Курляндией и Эзель-Виком. Дело в том, что Кристиан передал Магнусу владения в Прибалтике за то, что тот отказался от своих территориальных претензий на Гольштинию. Сразу после прибытия в новые владения Магнус принял епископский титул, а каноники, не желая сопротивляться силам привезённых Магнусом наёмников, поддержали притязания молодого Магнуса и признали его властные полномочия. Таким образом, новоприобретённые земли не были административно присоединены к Датскому королевству, но стали частной собственностью Магнуса, который стал именоваться не Гольштинским, а Ливонским.
Епископ Иоганн оставил свои владения и в следующий раз документальное упоминание о нём фиксируется в 1562 году в Копенгагене. После этого он возвращается в Германию, где приступает к повседневным делам, связанным с ведением хозяйства в наследственных поместьях и реализации сельскохозяйственных товаров. В 1563 он назначен дростом (управляющим определённой местностью в германской системе должностных лиц) одного из замков на воде — Радена , который расположен в Вестфалии . В это время он сочетался браком с Люцией Хермелинг, перешедшей в лютеранство . В 1565 году он стал владельцем , который был взят им в залог. После смерти Иоганна Мюнхгаузена его вдова Люция во второй раз вышла замуж за Юргена Мандельслоха, который был каноником Домского собора в Вердене . Могильный камень Мюнхгаузена расположен в Верденском соборе.
Его сестра сочеталась браком с немецким аристократом (с 1555 года стал фогтом Аренсбурга, то есть полномочным наметсником датской короны). В 1552 году её племянник занял должность проректора и коадъютора в Курляндии. В целом Ульрих мог стать преемником Иоганна на посту главы курляндской епархии, если бы не начало ливонского конфликта. С точки зрения канонического права после отречения от должности или смерти Иоганна Ульрих, будучи коадъютором, должен был наследовать епархию, однако в 1560 году Иоганн продал и права от имени своего племянника-наследника датской стороне. Тем более что Ульрих получил в своё наследственное владение небольшой домен и отказался от претензий к Магнусу, который был дружелюбно настроен по отношению к русским военачальникам.