Interested Article - Бегум Рокея

Рокея Сахават Хосейн ( бенг. রোকেয়া সাখাওয়াত হোসেন ; 9 декабря 1880 , Рангпур , Британская Индия 9 декабря 1932 , Калькутта , Британская Индия ), известная как Бегум Рокея бенгальская феминистска , мыслитель, писательница, педагог и политический активист за расширение прав и возможностей женщин мусульманок Восточной Бенгалии . Известна как пионер феминистского движения в Южной Азии . Рокея считается первой феминисткой Бенгалии .

Выступала за то, чтобы к мужчинам и женщинам относились в равной степени как к разумным существам, отмечая, что отсутствие образования у женщин является причиной их худшего экономического положения. Её основные работы включают «Матичур» («Нить сладкого жемчуга», 1904 и 1922 гг.), сборник эссе в двух томах, выражающий её феминистские мысли; «Сон султанши» (1908), феминистская научно-фантастическая новелла, действие которой происходит в Ледиленде, которым правят женщины; Падмараг («Сущность лотоса», 1924 г.), изображающий трудности, с которыми сталкиваются бенгальские жены; и Аборадбасини («Женщины в заключении», 1931), энергичная атака на крайние формы пурды, которые подвергали опасности жизнь и самооценку женщин.

Рокея считала образование центральным условием освобождения женщин, основав первую школу, ориентированную в первую очередь на девочек-мусульманок в Калькутте. Говорят, что она ходила из дома в дом, убеждая родителей отправить своих девочек в её школу в Нише. До самой смерти она руководила школой, несмотря на враждебную критику и социальные препятствия.

В 1916 году она основала Ассоциацию женщин-мусульманок, которая боролась за образование и занятость женщин. В 1926 году Рокея председательствовала на Бенгальской конференции по вопросам образования женщин, созванной в Калькутте , что стало первой серьёзной попыткой объединить женщин в поддержку прав женщин на образование. Она участвовала в дебатах и конференциях, посвященных улучшению положения женщин, до своей смерти 9 декабря 1932 года, вскоре после того, как председательствовала на сессии во время Конференции индийских женщин.

Ежегодно 9 декабря Бангладеш отмечает День Рокеи , чтобы отметить её работы и наследие. В этот день правительство Бангладеш также награждает Бегум Рокея Падак отдельных женщин за их исключительные достижения. В 2004 году Рокея заняла 6-е место в опросе BBC «Величайший бенгалец всех времён».

Биография

Рокея родилась в 1880 году в семье бенгальских мусульман в деревне Пайрабанд, округ Рангпур , президентство Бенгалии (ранее неразделенная Бенгалия ). Её предки служили в вооруженных силах и судебных органах во время правления Великих Моголов. Её отец, Захируддин Мухаммад Абу Али Хайдар Сабер, был заминдаром и интеллектуалом. Он был женат четыре раза; его брак с Рахатуннессой Саберой Чаудхурани привёл к рождению Рокеи, у которой было две сестры и три брата, один из которых умер в детстве. Старший брат Рокеи Ибрагим Сабер и её старшая сестра Каримуннеса Кханам Чаудхурани оказали большое влияние на её жизнь. Каримуннеса хотела изучать бенгальский язык , язык большинства бенгальцев , вопреки желанию своей семьи, которая предпочитала использовать арабский и персидский языки в качестве средств обучения и общения. Ибрагим преподавал английский и бенгали Рокее и Каримуннесе. Каримуннеса вышла замуж в возрасте четырнадцати лет и позже стала поэтессой. Оба её сына, Абдул Карим Газнави и Абдул Халим Газнави, стали политиками и занимали министерские посты при британских властях.

Рокея с мужем Сахаватом Хосейном (1898 г.)

Рокея вышла замуж в возрасте 18 лет в 1898 году за 38-летнего хана Бахадура Сахавата Хосейна. Он был заместителем магистрата Бхагалпура (современный район штата Бихар ), говорящим на урду . Он получил степень бакалавра сельского хозяйства в Англии и был членом Королевского сельскохозяйственного общества Англии. Женился на Рокее после смерти первой жены. Как либерал, он призвал Рокею продолжать изучение бенгальского и английского языков. Он также поощрял её писать, и по его совету она приняла бенгали в качестве основного языка для своих литературных произведений.

Могила Рокеи в кампусе женской средней школы Панихати, Содепур.

Рокея умерла от проблем с сердцем 10 декабря 1932 года, в свой 52-й день рождения.

9 декабря в Бангладеш отмечается День Рокеи. 9 декабря 2017 года Google отпраздновал её 137-летие, наградив её дудлом Google .

Могила Рокеи в Содепуре была заново открыта благодаря усилиям историка Амаленду Де. Она расположена на территории кампуса средней школы для девочек Панихати, Панихати, Содепур.

Рокея считается первой феминисткой Бенгалии. Её именем в Бангладеш названы университеты, общественные здания и национальная премия . Она была источником вдохновения для многих авторов женского пола более позднего поколения, включая Суфию Камаль, Тахмиму Анам и других.

Литературная деятельность

Рокея начала свою литературную карьеру в 1902 году с эссе на бенгальском языке под названием «Пипаса» ( «Жажда» ). Позже она опубликовала книги «Матичур» (1905 г.) и "Сон султанши " (1908 г.) до того, как её муж умер в 1909 г. Во «Сне султанши» Рокея поменяла роли мужчин и женщин, в которых женщины были доминирующим полом, а мужчины были подчинены и ограничены манданой (мужским эквивалентом зенаны). Она также изображает альтернативное, феминистское видение науки, в которой такие изобретения, как солнечные печи , летающие автомобили и облачные конденсаторы, используются на благо всего общества. Она регулярно писала для таких изданий, как: Saogat , Mahammadi , Nabaprabha , Mahila , Bharatmahila , Al-Eslam , Nawroz , Mahe Nao , Bangiya Musalman Sahitya Patrika , The Mussalman , Indian Ladies Magazine и других.

Через пять месяцев после смерти мужа Рокеи основала среднюю школу (Sakhawat Memorial Girls' High School). Все началось в Бхагалпуре, районе, традиционно говорящем на урду, с пятью учениками. Спор с семьёй её мужа из-за собственности вынудил её переместить школу в 1911 году в Калькутту , где говорят по-бенгальски. Она руководила школой 24 года.

Рокея основала Анджуман-и-Хаватин-и-Ислам (Ассоциацию исламских женщин), которая активно проводила дебаты и конференции, касающиеся положения женщин и образования. Она выступала за реформы, особенно для женщин, и считала, что ограниченность и чрезмерный консерватизм в основном ответственны за относительно медленное развитие мусульман в Британской Индии. Анджуман-и-Хаватин-и-Ислам организовала мероприятия для социальных реформ, основанных на первоначальных учениях ислама, которые, по её словам, были утеряны.

Рокея писала в разных жанрах: рассказы, стихи, эссе, романы и сатирические произведения. Она разработала особый литературный стиль, характеризующийся творческим подходом, логикой и ироничным чувством юмора. Она начала писать в «Набануре» примерно с 1903 года под псевдонимом Миссис Р. С. Хоссейн. Однако есть мнение, что её первое опубликованное сочинение Пипаса появилось в Набапрабхе в 1902 году. Её произведения призывали женщин протестовать против несправедливости и ломать социальные барьеры, которые дискриминировали их.

Примечания

  1. Rokeya Sakhawat Hossain // (англ.) — 1995.
  2. Rokeya Sakhawat Hossain // (итал.)
  3. Purushtantra o Rokeyar Naribad // : [ бенг. ] . — Dhaka : Agamee Prokashon. — P. 282–299.
  4. Sarkar, Siuli. . — PHI Learning Pvt. Ltd., 2016. — P. 73. — ISBN 978-8120352513 .
  5. Akhter, Shahida. // Banglapedia: National Encyclopedia of Bangladesh / Islam ; Jamal. — Second. — , 2012.
  6. . The Independent . 2016-12-09. из оригинала 21 апреля 2019 . Дата обращения: 21 апреля 2019 .
  7. . Sewall-Belmont House Museum . Sewall-Belmont House & Museum. Дата обращения: 25 июня 2016. Архивировано из 24 июня 2016 года.
  8. . The Daily Star . из оригинала 12 марта 2018 . Дата обращения: 25 июня 2016 .
  9. . Dhaka Tribune . Архивировано из 7 января 2016 . Дата обращения: 25 июня 2016 .
  10. . The Daily Star . 2004-04-16. из оригинала 29 апреля 2019 . Дата обращения: 21 апреля 2019 .
  11. . The Hindu . 2004-04-17. Архивировано из 25 декабря 2018 . Дата обращения: 21 апреля 2019 .
  12. Anwar S. Dil, Afia Dil. Women's Changing Position in Bangladesh: Tribute to Begum Rokeya. — 2014. — P. 10–16. — ISBN 978-9842003738 .
  13. . Google (9 декабря 2017). Дата обращения: 1 марта 2023. 1 марта 2023 года.
  14. Banerjee, Pranotosh (2014-05-27). . Janoswartho Barta . из оригинала 4 сентября 2014 . Дата обращения: 13 января 2016 .
  15. . The Daily Star . из оригинала 5 апреля 2019 . Дата обращения: 25 июня 2016 .
  16. Rubaiyat, Hossain. . The Daily Star . из оригинала 30 июля 2017 . Дата обращения: 25 июня 2016 .
  17. Arif Billah (2016-12-23). . The Daily Star . из оригинала 1 марта 2023 . Дата обращения: 31 июля 2017 .
  18. . The Financial Express . Dhaka. Архивировано из 1 октября 2011 . Дата обращения: 15 мая 2012 .
  19. . Prothom Alo (англ.) . 2017-11-20. из оригинала 21 апреля 2019 . Дата обращения: 21 апреля 2019 .
  20. (2011-05-28). . The Guardian . из оригинала 29 января 2023 . Дата обращения: 31 июля 2017 .
  21. Lewton. . Lady Science (2019). Дата обращения: 23 августа 2019. 1 марта 2023 года.
  22. Hossain, Rokeya Sakhawat. . — Madras : The Indian Ladies' Magazine, 1905.
  23. Barnita Bagchi. (1 октября 2003). Дата обращения: 16 мая 2010. 22 октября 2022 года.
  24. . 2016-12-09. из оригинала 1 февраля 2023 . Дата обращения: 31 июля 2017 .

Ссылки

Источник —

Same as Бегум Рокея