Весенняя сказка (фильм, 1990)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Крестный путь» ( латыш. «Krustceļš» , англ. «Homeland» ) — латвийский советский документальный фильм 1990 года режиссёра Юриса Подниекса .
Фильм рассказывает о пути народа Латвии к независимости .
Большое место уделено Празднику песни , нынешнему и досоветских времён. Интервью с участниками прежних Праздников песни. Архивные кадры из истории Латвии: времён независимости, нацистской оккупации и периода в составе СССР. Съёмки в посёлке Нижний Булан в Сибири, где живут потомки сосланных и депортированных латышей. Перезахоронение на родине некоторых «сибирских» латышей. История создания крестов в Литве . Дебаты в латвийском парламенте. Просоветские митинги и митинги с требованием независимости. Принятие « Декларации о восстановлении государственной независимости Латвийской Республики ».
В январе 1991 года съёмочная группа Юриса Подниекса снимала столкновения в Вильнюсе и Риге. Во время событий в Риге были убиты операторы группы Андрис Слапиньш и . Съёмки этих событий потом будут смонтированы в получасовой фильм «Крестный путь. Послесловие» ( латыш. «Pēcvārds» , англ. «Homeland. Post Scriptum» ) .
«Подниекс догнал Слапиньша уже у Бастионной горки . Когда он только вбежал на мостик, то понял, что попал под перекрёстный огонь. В десятке метров от него этот же огонь сразил милиционера, Юрис видел, как тот рухнул, это был Сергей Кононенко. На его глазах подстрелили десятиклассника Эди Риекстиньша, и тот раненый, тащился в сторону мостика. В это время Юрис увидел Андриса, спрятавшегося за деревом со стороны Бастионной горки.
Он стоял, прислонившись плечом к стволу, и снимал происходящее у МВД. Это было старое дерево в полтора метра толщиной, у камеры светился красный огонёк индикатора, но виден он был только сзади. Юрис подбежал к нему, хотел что-то сказать, и в это время раздался выстрел. Это была снайперская пуля, которая попала Андрису прямо в сердце. Похоже, метились с близкого расстояния. Андрис стал падать, успев осознать, что с ним произошло.
Последнюю минуту его жизни сохранила камера Подниекса: вместе с отчаянным криком Юриса: „Maitas!… Pagaidi, Andri!“ слышен хрип самого Андриса: „Снимай меня…“»
—