Interested Article - Булла
- 2020-04-15
- 1
Бу́лла (от лат. bulla — «печать», букв. «пузырь») — основной средневековый папский документ с моливдовулом — печатью из свинца (при особых случаях — хрисовулом — из золота), после XV века издавался реже.
История
Буллой в средние века называли металлическую печать, затем капсулу, в которую заключалась печать, скреплявшая государственный акт; также название самого акта (императорского или папского). В позднейшие века буллой стали называть только важные указы и торжественные послания пап.
Папская булла
Как и энциклика , называется по первым двум словам латинского текста , продублированным в заголовке. На печати, прикреплявшейся к булле красной и жёлтой шёлковой нитью, ставилась латинская монограмма «SPSP» в честь святых Петра и Павла с именем папы на обороте. С конца XVIII века печать была заменена соответствующей красной печатью непосредственно на документе, хотя, например, булла Иоанна XXIII при созыве Второго Ватиканского собора была традиционной свинцовой. В современной булле, которая скрепляется металлической печатью лишь в особых случаях, после имени папы стоит традиционная надпись « episcopus, servus servorum Dei » (« епископ , раб рабов Божьих»). Буллы подписываются членом Римской курии , обычно государственным секретарём Ватикана , но в особых буллах стоят личные подписи пап.
Известные буллы
Год | Название | Папа римский | Содержание |
---|---|---|---|
1059 | « In nomine Domini » (Во имя Господа!) | Николай II | Узаконивание избрания папы исключительно кардиналами. |
1120 | «Sicut Judaeis» (Будучи евреями) | Каликст II | Выступление в защиту евреев, пострадавших от Первого крестового похода . |
1136, 7 июля | « Ex commisso nobis a Deo » (Доверенное нам Богом) | Иннокентий II | Отмена главенства Магдебургского архиепископства над Польской церковью. |
1139, 29 марта | « Omne Datum Optimum » (Всякий дар совершенен) | Иннокентий II | Утверждение рыцарского ордена тамплиеров . |
1144 | « Milites Templi » (Солдаты Храма) | Целестин II | Предписание духовенству защищать тамплиеров , призыв ко всем верующим оказывать им посильную помощь. |
1145 | « Militia Dei » (Солдаты Господа) | Евгений III | Дозволяет тамплиерам собирать десятину и специальные налоги на похороны рыцарей ордена на собственном кладбище. |
1187, 29 октября | « Audita tremendi » (Услышав о страшном) | Григорий VIII | Призыв к Третьему крестовому походу . |
1205 | «Etsi Judaeos» (Даже если) | Иннокентий III | Евреям разрешены собственные дома молитв, они не могут насильно переводиться в христианство. Евреям не разрешается принимать пищу вместе с христианами и иметь рабов-христиан. |
1218 | «In generali concilio» (В общем совете) | Гонорий III | Предписание евреям носить одежду, отличающую их от остальных, и платить десятину в пользу местной церкви. |
1233 | «Etsi Judaeorum» (Даже если) | Григорий IX | Требование, чтобы в христианских странах с евреями обращались столь же гуманно, как христиане хотели бы, чтобы с ними самими обращались в языческих странах. |
1239 | «Si vera sunt» (Если они правы) | Григорий IX | Приказ конфисковать священные книги евреев, особенно Талмуд , для исследования на предмет наличия в них богохульства против Христа и церкви. |
1235, 1254, 1288, 1291 | « Cum hora undecima » (В одиннадцатом же часу) | Григорий IX | Четыре одноимённые буллы, касающиеся миссионерской деятельности Католической церкви в странах Востока. |
1244 | «Impia Iudaeorum perfidia» (Нечестивые вероломные евреи) | Иннокентий IV | Установка, что евреи не могут нанимать христианских кормилиц. |
1247 | «Lachrymabilem Judaeorum» (Евреи в слезах) | Иннокентий IV | Требование прекратить преследование евреев по обвинениям, основанным на кровавом навете . |
1252, 15 мая, отменена 1816 | « Ad extirpanda » (Для искоренения) | Иннокентий IV | Разрешение католической инквизиции пытать подозреваемых в ереси. |
1296, 20 января | « Clericis laicos » (Духовники миряне) | Бонифаций VIII | Запрещение духовенству платить подати мирянам с угрозой отлучения от церкви. |
1302, 18 ноября | « Unam Sanctam » (Единой, Святой) | Бонифаций VIII | Декларирует единство церкви и что вне церкви нет спасения. |
1308 | «Regnans in coelis» (Царствующий на небесах) | Климент V | Созыв Вьеннского собора . |
1312, 22 марта | « » (Голос свыше) | Климент V | Роспуск Ордена Тамплиеров. |
1312, 2 мая | « » (Так должно быть) | Климент V | Передача госпитальерам собственности Ордена Тамплиеров. |
1348, 26 сентября | «Quamvis Perfidiam» (Хотя предательство) | Климент VI | Опровержение слухов о распространении евреями эпидемии чумы путём отравления колодцев. |
1363 | « In coena domini » (За трапезой Господней) | Урбан V | Установка перечня проступков, отпущение грехов за которые разрешено исключительно папой. |
1439, 6 июля | « Laetentur Caeli: Bulla Unionis Graecorum » (Да возрадуются небеса: Булла союза с греками) | Евгений IV | Уния с Православной церковью . |
1442, 8 августа | «Dundum ad nostram audientiam» | Евгений IV | Завершение разделения евреев и христиан, внедрение гетто . |
1442, 4 февраля | « Cantate Domino » (Пойте Господу) | Евгений IV | Уния с Коптской церковью . |
1442, 10 августа | «Super Gregem Dominicum» | Евгений IV | Отмена привилегий евреев Кастилии, введение для них жёстких ограничений; запрет христианам принимать еду и питьё, жить и мыться вместе с евреями и мусульманами. |
1447, 23 июня | «Super Gregem Dominicum» | Николай V | Второй выпуск одноимённой буллы (1442 год). Введение аналогичных ограничений для евреев Италии. |
1451, 1 марта | «Super Gregem Dominicum» | Николай V | Третий выпуск одноимённой буллы (1442 и 1447 годы). Подтверждение отмены привилегий и введения ограничений для евреев Испании и Италии. |
1484, 5 декабря | « Summis desiderantes affectibus » (Всеми силами души) | Иннокентий VIII | Провозглашение необходимости уничтожения ереси и колдовства в Рейнской области . |
1493, 4 мая | « Inter caetera » (Среди других) | Александр VI | Разделение мира между Испанией и Португалией. |
1498 | Запрет свинцового сахара | ||
1520, 15 июня | « Exsurge Domine » (Восстань, Господи!) | Лев X | Требование, чтобы Мартин Лютер отказался от 41 из 95 тезисов в течение 60 дней со дня их публикации, с угрозой отлучения его от церкви. |
1537, 29 мая | « Sublimus Dei » (Выше Господа) | Павел III | Запрет на порабощение коренных жителей Америки. |
1540, 27 сентября | « » (К правлению Церкви Воинствующей) . | Павел III | Утверждение Иезуитского ордена с перечнем первых десяти его членов-основателей. |
1555, 14 июля | «Cum nimis absurdum» (Поскольку это нелепо) | Павел IV | Введение религиозных и экономических ограничений для евреев на территории Папской области . |
1569, февраль | «Hebraeorum gens sola» (Обособленность еврейской нации) | Пий V | Распространение действовавших в Папской области ограничений для евреев на Рим и Анкону . |
1582, 24 февраля | « Inter gravissimas » (Среди важнейших) | Григорий XIII | Утверждение современного григорианского календаря взамен старого юлианского . |
1586, октябрь | «Christiana pietas» (Христианское благочестие) | Сикст V | Отмена буллы Пия V от 1569, разрешение евреям селиться на территории Папской области. |
1593 | «Caeca et Obdurata» (Слепые и упрямые) | Климент VIII | Изгнание евреев из Папской области. |
1603, 30 июня | «Ad perpetuam rei memoriam» | Климент VIII | В честь инкской знати и метисов общества иезуитов города Куско ( Перу ), основанного Бласом Валера . Единственная в истории булла, написанная не только на латыни, но и на другом языке — кечуа [ источник не указан 2884 дня ] . |
1713 | « Unigenitus » (Единородный Сын) | Климент XI | Осуждение янсенизма . |
1755 | «Beatus Andreas» (Святой Андреас) | Бенедикт XIV | Возведение в сан мученика Андреаса Окснера, в смерти которого в 1462 году были обвинены евреи в соответствии с кровавым наветом. |
1773 | «Dominus ac Redemptor Noster» (Наш хозяин и спаситель) | Климент XIV | Полное и окончательное запрещение Иезуитского ордена. |
1814 | « » (Забота о всей церкви) | Пий VII | Восстановление Иезуитского ордена. |
1854, 8 декабря | « Ineffabilis Deus » (Боже неописуемый) | Пий IX | Провозглашение догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии . |
1864 | « » | Пий IX | Осуждение политических предложений о свободе сознания и вероисповедания. |
1871 | « Pastor aeternus » (Вечный пастырь) | Пий IX | Догмат о непогрешимости Папы Римского . |
1880 | «Dolemus inter alia» (Среди прочих наших сожалений) | Лев XIII | Возвращение привилегий Иезуитскому ордену, отменённых буллой Климента XIV «Dominus ac Redemptor Noster» в 1773 году. |
1907 | « » (Забота о всей церкви.) | Пий X | Регламентация исключительности церковного брака. |
1950, 1 ноября | « Munificentissimus Deus » (Боже Всемогущий) | Пий XII | Догмат о вознесении Девы Марии . |
1961 (December 25) | « » (Человеческое спасение) | Иоанн XXIII | Созыв Второго Ватиканского собора . |
1965, 18 ноября | « Dei Verbum » (Слово Божие) | Павел VI | Догматическая конституция о Божественном Откровении, посвящённая Божественному Откровению , Священному Писанию и Священному Преданию . |
1968, 25 июня | « Humanae Vitae » (Жизнь человеческая) | Павел VI | Освящённая церковью супружеская любовь, ответственность родителей, осуждение большинства способов контроля над рождаемостью. |
1998, 19 ноября | «Incarnationis mysterium» (Тайна воплощения) | Иоанн Павел II | К Великому Юбилею 2000. |
Особые буллы
При непосредственном участии отца , основателя индейской миссии иезуитов в Парагвае , в 1603 году была издана первая и единственная в истории католической церкви папская булла не на латыни , а на языке кечуа . Она была адресована братству Имени Иисусового в городе Куско ( Перу ) и инкской знати папой Климентом VIII .
См. также
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Ссылки
- от 30 марта 2016 на Wayback Machine
- 2020-04-15
- 1