Ржаной хлеб
- 1 year ago
- 0
- 0
«Наш честный хлеб» — советский чёрно-белый художественный фильм, драма из колхозной жизни, снятая на Одесской киностудии в 1964 году. Фильм стал полнометражным дебютом молодых режиссёров (тогда супругов) Александра Муратова и Киры Муратовой , ранее совместно снявших два короткометражных студенческих фильма во ВГИКе .
В числе ещё семи фильмов Киры Муратовой входит в список 100 лучших фильмов в истории украинского кино .
Фильм почти целиком снимался на натуре, в селе Пасат Одесской области .
Александр Муратов вспоминал, что «съёмки этого фильма происходили как сплошная авантюра» . В 1961 году, после окончания ВГИКа, супругов Муратовых привлёк призыв директора Одесской киностудии Вилена Фёдорова , который хотел укомплектовать молодёжью творческий состав студии и посулил молодым режиссёрам квартиру. Муратовы переехали в Одессу, однако, ознакомившись со сценарием Ивана Бондина, который назывался «Все мы твои сыновья» (или «Все вы мои сыновья»), пришли к выводу, что «это так же невозможно снять, как „ Капитал “ Маркса», и переработали его. К их удивлению, сценарий был утверждён в Москве директором киностудии непосредственно у министра культуры Екатерины Фурцевой . Однако первый вариант фильма вызвал переполох в Госкино УССР , а заведующий отделом науки и культуры ЦК КПУ Юрий Кондуфор призывал полностью запретить выпуск фильма. Тем не менее, завершение съёмок было разрешено при условии учёта шестидесяти серьёзных поправок. В результате фильм снимался и переделывался почти три года, пока наконец не был утверждён после одобрения первого секретаря ЦК КПУ Петра Шелеста . По мнению Владимира Куницына , свою роль в защите фильма сыграл и Георгий Куницын , курировавший кинематограф в аппарате ЦК КПСС .
Муратов отмечал также, что несмотря на то, что фильм был завершён, он остался почти неизвестен широкому зрителю. Кроме того, в 1964 году однокурсник Муратовых Алексей Салтыков поставил на сходную тему фильм « Председатель » с Михаилом Ульяновым в главной роли «и практически пожал все предназначавшиеся нам лавры» .
Действие происходит в сельской глубинке на Украине. Начало 1960-х годов. Пожилой председатель колхоза, член райкома Макар Иванович Задорожный занимает эту должность уже тридцать пять лет. Он пользуется уважением и любовью сельчан, которые зовут его «батей». Начальству принципиальность Макара не всегда по душе — он говорит правду и делает то, что лучше для села, не стремясь приукрасить ситуацию для отчёта, идущего «наверх». Однако годы берут своё. Узнав, что скоро из города, где он учился в сельхозинституте, приезжает сын Макара Сашка, правление колхоза предлагает Макару отойти от дел и поехать лечить ревматизм в санаторий. Они предлагают Сашке стать председателем.
Молодой и красивый Сашка нравится сельчанам. Его приезд омрачает только встреча с дояркой Катей — несколько лет назад у них был роман, но потом Сашка уехал, а Катя сделала аборт. Теперь она не хочет видеть бывшего возлюбленного. Тем не менее, вскоре Сашке снова удаётся завоевать расположение Кати, и он даже объявляет об их грядущей свадьбе. Тем временем секретарь райкома Иван Иванович делает Сашке предложение, от которого тот не может отказаться: вывести колхоз в передовики по области, если Сашка увеличит надои молока. Для этого райком выделит дополнительные концентраты (которые обычно берегут для зимы, когда кормов мало), но колхозу придётся также закупить партию автоматических доилок . Ранее колхозный механизатор Степан уже выяснил, что доилки бракованные, и Макар Иванович отказался закупать их. Сашка же соглашается и, получив концентрат, действительно выходит вперёд по надоям. Со Степаном, которому к тому же тоже нравится Катя, он ссорится и направляет его дояром в помощь дояркам.
Макар Иваныч, который находится в санатории в Евпатории, узнаёт о происходящем из заметки в газете и тут же едет назад в колхоз. Он очень зол и огорчён поведением сына. Сашка тем временем, приехав в райком за очередной партией концентрата, узнаёт, что Иван Иванович был снят по партийной линии, и теперь в райкоме новый председатель, который отказывается выдавать ценный концентрат летом. Сашка понимает, что его афера не удалась. Дома его ждёт тяжёлое объяснение с отцом, который предлагает Сашке вернуть в колхозную кассу деньги в счёт потраченных им концентратов. Сашка и Катя играют свадьбу. Несмотря на то, что Макара Ивановича уговаривают вернуться в колхоз председателем, он отказывается, и ночью после свадьбы с женой уходит в соседний колхоз, который бедствует ещё больше и прогоняет своего бывшего председателя Петро, давно утратившего уважение. Сашке же предстоит вернуть доверие односельчан.
Актёр | Роль |
---|---|
Дмитрий Милютенко | Макар Иванович Задорожный |
Олег Фандера | Александр Макарович Задорожный |
Катя доярка | |
Любовь Калюжная | Марья жена Макара |
Виктор Мирошниченко | Степан механизатор |
Геннадий Юхтин | Фёдор тракторист, член правления |
Пётр Любешкин | Иван Иванович Рачук секретарь райкома партии |
Эдуард Бочаров | Семён Трофимович новый секретарь райкома партии |
Людмила Карауш | Люська доярка, подруга Кати |
Вера Титова | Дарья колхозница, член правления |
Юрий Тавров | Миша член правления, друг Степана |
Кирилл Маринченко | Петро Чишко председатель соседнего колхоза |
Галина Бутовская | Надежда Павловна доярка |
Виктор Шульгин | фотограф |
Нина Грекова | тётка Гапа |
Людмила Алфимова | эпизод |
В 1965 году, отвечая на вопрос о том, что побудило молодых режиссёров взяться за постановку картины, «сулившей, пожалуй, не столько лавры, сколько тернии», Кира Муратова отметила, что особую прелесть сценарию придавала «сырость» материала, поскольку в нём «жизнь предстала не в привычных, отшлифованных формах, во многом обнажённой». Александр Муратов говорил о том, что они «увидели поэзию в суровой будничной борьбе старого председателя за хлеб, за людей, в его борьбе с собственными недугами и с сыном, который соблазнился лёгким успехом». Он также подчеркнул, что в области актёрской игры они являются «категорическими противниками так называемого „ правдоподобия “, с которым сталкиваешься даже в очень хороших фильмах», поскольку «в действительности люди ведут себя гораздо ярче и не так последовательно, как в большинстве фильмов», и «сглаживать эти шероховатости — значит убивать в них жизнь» .