Interested Article - Аллея Победы (Берлин)

Аллея Победы ( Зигесаллее ; нем. Siegesallee ) — знаменитый в своё время бульвар в берлинском парке Тиргартен . На аллее, проложенной по приказу кайзера Германии Вильгельма II в 1895—1901 годах, располагались мраморные памятники всем маркграфам , курфюрстам Бранденбурга и королям Пруссии , правившим в период с 1157 по 1888 годы . Л. Д. Троцкий в своей статье 1926 года «Затмение солнца» назвал аллею Победы в Тиргартене «глиняной родословной Гогенцоллернов » .

История

Иоганн I Бранденбургский и Оттон III Бранденбургский на аллее Победы
Статуи во дворе музея в цитадели Шпандау . Август 2009

Длина бульвара, соединившего площадь Кёнигсплац (ныне площадь Республики ) с находившейся ещё на старом месте колонной Победы , составляла 750 метров. Парад из 32 скульптурных изображений Гогенцоллернов начинался с Альбрехта Медведя и заканчивался Вильгельмом I . Каждая скульптурная группа помимо памятника самому правителю включала два бюста личностям, прославившимся во времена его правления.

27 скульпторов под руководством архитектора и скульптора Рейнгольда Бегаса в период с 1895 по 1901 годы создали 32 скульптуры бранденбургских и прусских правителей. Высота каждой статуи составляла 2,75 м. Маркграфы, курфюрсты и короли находились в центре полукруглого пьедестала, сзади окружённого полукруглой скамьёй, которую разделяли на три части два бюста соратников правителя.

В 1903 году на аллее Победы появились 33-я и 34-я скульптурные композиции, созданные по проекту Эрнста фон Ине , а в 1904 году Зигесаллее пополнилась скульптурой принца Вильгельма Прусского , будущего первого кайзера Германии, в военной форме времён Наполеоновских войн , выполненной Адольфом Брюттом .

Аллея стала ярким примером эклектизма в изобразительном искусстве. Монументальный бульвар вызвал многочисленные споры, Вильгельм II подвергся критике за прославление Гогенцоллернов и возвышение их роли в Германской империи . Берлинцы прозвали этот памятник провинциально-буржуазного « домашнего искусства » (к моменту создания уже вышедшего из моды) «Кукольной аллеей» .

Во время Ноябрьской революции некоторые скульптуры получили повреждения. На многих пьедесталах появились надписи красной краской «Угнетатели народа» и «Солдаты, не убивайте!» . НСДПГ выступала в советах рабочих и крестьянских депутатов за снос скульптурных композиций, но социалистам удалось отстоять сохранение Зигесаллее.

При национал-социалистах мраморные изваяния Зигесаллее должны были занять центральное место в проекте Альберта Шпеера по превращению Берлина в Столицу мира Германию и в связи с этим в 1938 году были перенесены на Большую Звёздную аллею, где вместе с перенесённой колонной Победы, памятниками Бисмарку , Альбрехту фон Роону и Гельмуту фон Мольтке должны были образовать «Форум Второго рейха» , то есть кайзеровской Германии.

После Второй мировой войны бульвар был снесён по приказу Межсоюзнической комендатуры в 1947 году , но несмотря на некоторые потери многие скульптуры сохранились, хотя и в повреждённом виде. Некоторые из них обрели новые места прописки (памятники Альбрехту Медведю и Фридриху Вильгельму IV были установлены в цитадели Шпандау ), а остальные перевезены во дворец Бельвю , пока в 1954 году в целях консервации не были закопаны в дворцовом парке.

Реставрация скульптур

В 1978 году в рамках акции «Спаси памятники!» сохранившиеся скульптуры Зигесаллее были извлечены из захоронения, а затем выставлены в берлинском в Кройцберге (26 скульптур и 40 бюстов). С мая 2009 года сохранившиеся скульптуры проходят реставрацию в цитадели Шпандау и начиная с 2015 года станут экспонатами новой постоянной экспозиции «Разоблачение и открытие — Берлин и его памятники» .

Примечания

Литература

  • Helmut Caspar (Hrsg): Die Beine der Hohenzollern, interpretiert an Standbildern der Siegesallee in Primaneraufsätzen aus dem Jahre 1901, versehen mit Randbemerkungen Seiner Majestät Kaiser Wilhelm II. , Berlin Edition, Berlin 2001, ISBN 3814800869 , 128 S.
  • Die Berliner Moderne 1885—1914 , Hrsg. Jürgen Schütte, Peter Sprengel, Reclam Verlag, Ditzingen 2000, UB 8359, ISBN 978-3-15-008359-8 .
  • Jan von Flocken: Die Siegesallee. Auf den Spuren der brandenburgisch-preußischen Geschichte . Kai Homilius Verlag, Berlin 2001, ISBN 3-89706-899-0 .
  • Richard George (Hrsg.): Hie gut Brandenburg alleweg! Geschichts- und Kulturbilder aus der Vergangenheit der Mark und aus Alt-Berlin bis zum Tode des Großen Kurfürsten , Verlag von W. Pauli’s Nachf., Berlin 1900.
  • Uta Lehnert: Der Kaiser und die Siegesallee. Réclame Royale , Dietrich Reimer Verlag, Berlin 1998, ISBN 3-496-01189-0 .
  • Otto Nagel: H. Zille . Veröffentlichung der Deutschen Akademie der Künste. Henschelverlag Berlin, 1970.
  • Max Osborn: Berlin . Mit 179 Abbildungen. In der Reihe: Berühmte Kunststätten Band 43. Verlag von E.A.Seemann, Leipzig 1909.
  • Cornelius Steckner: Der Bildhauer Adolf Brütt. Schleswig-Holstein. Berlin. Weimar. Autobiografie und Werkverzeichnis. (Schriften der Schleswig-Holsteinischen Landesbibliothek. Hrsg. Dieter Lohmeier. Band 9), Westholsteinische Verlagsanstalt Boyens & Co., Heide 1989. ISBN 3-8042-0479-1 (S. 182—191; S. 172—176).

Ссылки

  • (нем.)
Источник —

Same as Аллея Победы (Берлин)