Ларссон, Ларс-Эрик (композитор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ларс (Лавре́нтий) Ле́ви (Леви́й) Леста́диус ( швед. Lars Levi Læstadius ; 10 января 1800 — 21 февраля 1861 ) — шведский проповедник, основатель лестадианства , ривайвелистского движения возрождения христианской этики и морали, одного из пиетистских направлений в лютеранстве . Его деятельность как проповедника была в значительной степени связана с саамским населением северной Швеции.
Лестадиус также известен как ботаник , внёсший большой вклад в изучение флоры Северной Европы .
Лестадиус родился в шведской Лапландии , под Арьеплугом в западных гористых частях графства Норрботтен , самого северного в Швеции. Его отец зарабатывал на жизнь охотой, рыбной ловлей и собиранием смолы. Семья жила бедно, но с помощью сводного брата, который был пастором в , Ларс Леви поступил в Уппсальский университет в 1820 году , где он показал отличные результаты в обучении. Лестадиус проявлял большой интерес к ботанике и был назначен ассистентом департамента ботаники, одновременно продолжая изучение теологии. В 1825 году он был рукоположён в сан лютеранского пастора , епископом Хернёсанда .
Его первый приход был в Арьеплуге , где он стал региональным миссионером для округа Питео . C 1826 по 1849 он был викарием в приходе Каресуандо в шведской Лапландии, и затем служил в приходе Паяла в Норрботтене — с 1849 года до конца жизни. Родной язык Лестадиуса был шведский , но он также владел луле-саамским языком (диалектом) . После года жизни в Каресуандо он выучил финский и северносаамский языки. Он обычно проповедовал на финском языке, так как это был самый распространённый язык в регионе, но при необходимости использовал для проповедей северносаамский и шведский языки.
Перед переездом в Каресуандо он женился на саамке Брите Кайсе Алстадиус. Вместе они воспитывали двенадцать детей.
В дополнение к своим пасторским обязанностям он продолжал интересоваться ботаникой и написал большое количество статей о растениях Лапландии . Он также принял участие в качестве ботаника во французской исследовательской экспедиции на землю саамов (1838—1840). По запросу экспедиции он также занимался исследованием саамской мифологии , однако эта работа не была издана среди трудов экспедиции, и много лет считалось, что рукопись Лестадиуса была потеряна. Заключительная часть рукописи была обнаружена только в 2001 году.
В 1844 году Лестадиус во время инспекционного тура в Оселе встретил в Емтланде в муниципалитете женщину саами по имени Милла Клементсдоттер Фёллинге. Она принадлежала к ривайвелистскому движению, которое возглавлял пастор Пер Брандель в приходе в муниципалитете в Онгерманланде . Она рассказала Лестадиусу о своём обращении к живой вере. Это произвело сильное впечатление на Лестадиуса. После этого он пережил духовный опыт получения прощения за свои грехи, что стало вдохновляющим фактором его пасторской деятельности.
Когда Лестадиус прибыл в Каресуандо, он столкнулся с проблемой повального алкоголизма местных жителей. В своих проповедях пастор начал резко высказываться о грехе алкоголизма. Его проповеди послужили началом в Лапландии. Случалось, что после них местные винокуры опрокидывали свои чаны с брагой и каялись. По настоящее время лестадиане — радикальные трезвенники.
Для укрепления своей позиции Лестадиус решил стать пробстом в округе Паяла . Чтобы получить эту должность, ему было необходимо сдать дополнительные экзамены в Хернёсанде , что он и сделал. В результате в 1849 году он стал пробстом в Паяле и инспектором лапландских приходов.
Радикальная проповедь христианской этики и морали Лестадиуса вместе с его способом выявления грехов прихожан вызвали, однако, сопротивление в Паяле, поэтому епископ в 1853 году решил, что там должны проводиться два различных собрания — одно для последователей Лестадиуса и второе для остальных жителей округа. Можно сказать, что в этот момент лестадианство стало самостоятельным движением. Вместе с тем, в отличие от многих других ривайвелистских движений, лестадианство никогда не отделялось от Церкви Швеции . Подобная ситуация сохраняется и до сих пор: ультра-консервативные общины лестадиан формально входят в либеральные лютеранские церковные деноминации Скандинавии.
Лестадиус умер в 1861 году . Его последователей первоначально возглавил ученик Лестадиуса .
В настоящее время лестадианства придерживаются около 200 тысяч человек в Финляндии, Швеции, Норвегии, США и других странах.
Систематик живой природы | |
---|---|
Автор наименований ряда
ботанических
таксонов
. В
ботанической
(
бинарной
) номенклатуре эти названия дополняются
сокращением
«
»
.
на сайте IPNI на сайте IPNI
|
Лестадиус предпринял свою первую ботаническую поездку ещё будучи студентом. Позже предоставила ему средства для поездки в Сконе и шведскую Лапландию, чтобы изучить и сделать рисунки растений, которые потом должны были использоваться в работе по флоре Швеции.
Его заслуги в области ботаники имели международное признание: он был членом и .
В честь Лестадиуса названы следующие ботанические таксоны:
Лестадиус является одним из героев норвежского фильма 2008 года « Восстание в Каутокейно », его играет актёр Микаэль Нюквист . Лестадиус является главным героем книги писателя Микаеля Ниеми «Сварить медведя».