Interested Article - Васиштха

Васи́штха ( санскр. वसिष्ठ , IAST : Vasiṣṭha «самый богатый», «великолепнейший») — в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов , риши , духовный сын Брахмы , один из прародителей земных существ, муж Арундхати , отец мудреца Шактри , царя Шурасены Читракету , и дед мудреца Парашары . Семейный наставник правителей Солнечной династии ; гуру Рамы (седьмой аватары Вишну ): он указал Раме путь к высшей цели жизни человека — мокше . Упоминания о нём содержатся в Ригведе, Махабхарате, Рамаяне и ряде других текстов индуизма.

В его ашраме проживала корова Нандини , которая кроме молока давала пищу его жителям, исполняя их желания. Из-за желания иметь эту корову Вишвамитра поссорился с Васиштхой и оставил своё царство.

Считается автором трактата, посвящённого ведийской астрологии «Васиштха-самхита». Выступает одним из главных героев « Йога-Васиштхи ». Считается автором гимнов VII мандалы « Ригведы » (в анукрамани у трёх из ста четырёх гимнов этой мандалы указаны также и другие авторы).

Описывается, что он всегда строго исполнял свой долг и следовал обрядам, предписанным священными писаниями.

С именем Васиштхи связана « Махамритьюмджая-мантра ». Перед её распеванием индуистам традиционно рекомендуется выразить почтение Ганеше и самому Васиштхе.

История

Миниатюра из рукописи « Йога-Васиштхи », 1602

Исторический Васиштха был одним из поэтов (риши) — авторов Ригведы и пурохитой (жрецом) Судасы Пайджаваны , вождя племени Бхарата .

В гимне Ригведы 7.33.9 Васиштха описывается как учёный, который перебрался через реку Сарасвати , чтобы основать свою школу. В какой-то момент он заменил Вишвамитру Гатхину на посту пурохиты Судаса. В более поздних индуистских текстах Вишвамитра и Васиштха давно враждуют, и учёные заявляют, что у них исторически была вражда по поводу положения Бхарата пурохита. Однако эта точка зрения подвергалась критике из-за отсутствия внутренних доказательств и проекции более поздних взглядов на Ригведу . При Судасе и Васиштхе Трицу-Бхараты выиграли Битву Десяти Царей . Судас решительно победил альянс, возглавляемый Пуру , в стратегических целях прорвав естественную дамбу на реке Рави , в результате чего большинство противников затонуло; победа приписывается благосклонности и стратегии Индры , бога-покровителя Бхаратов, чьи благословения были обеспечены обращёнными к нему гимнами Васиштхи .

Он был женат на Арундхати , и поэтому его также называли Арундхати Натхой, что означает муж Арундхати . Позже в индийской традиции считается, что этот регион был обителью мудреца Вьясы и Пандавов , пятью братьями из Махабхараты . В древних и средневековых индуистских текстах он обычно описывается как мудрец с длинными волосами, аккуратно завязанными в пучок, закрученный вправо, бородой, закруглёнными усами и тилакой на лбу .

В буддийских палийских канонических текстах, таких как Дигха-никая , Тевидджа-сутта описывается дискуссия между Буддой и ведическими учеными его времени. Будда называет имена десяти риши как «ранних мудрецов» и создателями древних стихов, которые были собраны и пропеты в его эпоху, один них — Васеттха (палийский «эквивалент» имени «Васиштха» на санскрите ) .

Идеи

Вашиштха является автором Ригведы , одной из её «семейных книг» и одного из старейших гимнов ведических писаний индуизма . Гимны, составленные Васиштхой, посвящены Агни , Индре и другим богам, но, согласно Р. Н. Дандекару , в книге под редакцией Анай Кумар Гупта, эти гимны особенно важны для четырёх гимнов Индраварунау. В них заключено послание о преодолении «всех мыслей о фанатизме», предлагая реалистичный подход к взаимной «координации и гармонии» между двумя соперничающими религиозными идеями путем отказа от спорных идей каждой из них и поиска взаимодополняющего духовного ядра в обеих . Эти гимны провозглашают двух богов, Индру и Варуну , одинаково великими. В другом гимне, в частности в стихе 7.83.9 Ригведы, Васиштха учит, что ведические боги Индра и Варуна дополняют друг друга и одинаково важны, потому что один побеждает зло путем поражения врагов в битвах, а другой поддерживает добро во время мира посредством социально-этических отношений через закон . Седьмая мандала Ригведы Васиштхи представляет собой метафорический трактат . Вашиштха снова появляется как персонаж в индуистских текстах на протяжении всей своей истории, которые исследуют примирение между конфликтующими или противоположными идеологиями .

По словам Эллисона Финдли, профессора религии, гимны Васиштхи в Ригведе являются одними из самых интригующих во многих отношениях и влиятельными. Вашиштха подчеркивает, что средства должны быть такими же важными, как и цели в жизни, поощряя правдивость, преданность, оптимизм, семейную жизнь, разделение своего процветания с другими членами общества, среди других культурных ценностей [ источник не указан 342 дня ] .

С именем Васиштхи связана йогическая санскритская поэма, отражающая взгляды философии и психологии адвайта-веданты — «Йога Васиштха» (योग वासिष्ठ), созданная ориентировочно в шестом веке новой эры и переводившаяся в двадцатом веке на многие европейские языки (в том числе и на русский).

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Michael Witzel. . — Harvard University Press, 1997. — P. 289 with footnote 145. — ISBN 978-1-888789-03-4 .
  4. Witzel, Michael. Ṛgvedic history: poets, chieftains and polities // The Indo-Aryans of Ancient South Asia: Language, Material Culture and Ethnicity. — De Gruyter, 1995. — P. 248—249, 251.
  5. , p. 1015—1016.
  6. Witzel, Michael. 4. Early Indian history: Linguistic and textual parametres // The Indo-Aryans of Ancient South Asia: Language, Material Culture and Ethnicity : [ англ. ] . — De Gruyter, 1995. — P. 85–125. — ISBN 978-3-11-081643-3 . — doi : .
  7. The Rigveda: The Earliest Religious Poetry of India. — Oxford University Press, 2014. — Vol. I. — P. 880, 902-905, 923-925, 1015-1016. — ISBN 9780199370184 .
  8. Gopal, Madan. / K.S. Gautam. — Publication Division, Ministry of Information and Broadcasting, Government of India, 1990. — P. .
  9. Strauss, Sarah (2002). "The Master's Narrative: Swami Sivananda and the Transnational Production of Yoga". Journal of Folklore Research . Indiana University Press. 23 (2/3): 221. JSTOR .
  10. Edwin Bryant. . — Oxford University Press, 2003. — P. 164. — ISBN 978-0-19-516947-8 .
  11. Steven Collins. . — Sahitya Akademi, 2001. — P. 17. — ISBN 978-81-260-1298-5 . . Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 марта 2022 года.
  12. Maurice Walshe. . — Simon and Schuster, 2005. — P. 188–189. — ISBN 978-0-86171-979-2 . . Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 марта 2022 года.
  13. Stephanie Jamison. / Stephanie Jamison, Joel Brereton. — Oxford University Press, 2014. — P. 1681–1684. — ISBN 978-0-19-972078-1 .
  14. Michael Witzel. . — Harvard University Press, 1997. — P. 41–42. — ISBN 978-1-888789-03-4 .
  15. J. C. Heesterman. / J. C. Heesterman, Albert W. Van den Hoek, . — BRILL Academic, 1992. — P. 68–73 with footnotes. — ISBN 90-04-09467-9 .
  16. J. C. Heesterman. / J. C. Heesterman, Albert W. Van den Hoek, Dirk H. A. Kolff. — BRILL Academic, 1992. — P. 136–137. — ISBN 90-04-09467-9 . . Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 22 марта 2022 года.
  17. Ramchandra Narayan Dandekar (1981), «Vasistha as Religious Conciliator», in Exercises in Indology , Delhi: Ajanta, pages 122—132, OCLC

Литература

  • Brereton, Joel P.; Jamison, Stephanie W. The Rigveda: The Earliest Religious Poetry of India. Vol. I. — Oxford University Press, 2014. — ISBN 9780199370184 .
Источник —

Same as Васиштха