Interested Article - Военная музыка
- 2020-06-28
- 1
Военная музыка — музыка , служащая целям военного управления , строевого обучения, воинского и эстетического воспитания военнослужащих , патриотического воспитания всех граждан государства.
История
С развитием военного дела для воодушевления во время боя и управления формированиями , взамен командных слов и рассылки приказаний, стали использовать и первые музыкальные инструменты . Военная музыка была ещё в употреблении у народов Древнего мира: египтян , евреев , греков , римлян , германцев .
Военная музыка упоминается в русских летописях XIV века. В средние века военная музыка при войсках почти вовсе вывелась, так как средневековая конница , покрытая латами , при своем движении производила такой шум, который заглушал всякие инструменты. С конца XV века вновь появилась военная музыка .
На конец XIX столетия в Вооружённых силах Российской империи хоры военной музыки имелись при каждом гвардейском и армейском стрелковом , пехотном и кавалерийском полку и при некоторых других отдельных частях войск барабанщики же и горнисты (в коннице — трубачи ), для подачи сигналов — при всех военных командах. Хоры комплектовались частью из нижних чинов , состоящих на срочной службе, частью по вольному найму, а в гвардии — также воспитанниками школ солдатских детей . При каждом полку, флотском экипаже и т. д. (а также при многих отдельных батальонах) имелись оркестры под управлением капельмейстеров .
Барабанщики и горнисты должны были подавать сигналы, служить пособием при выравнивании шага . Однако к концу XIX века в связи с отказом от линейных боевых порядков и тактики колонн барабанщики, горнисты и прочие музыканты в боевой обстановке стали использоваться как санитары . Тем не менее, в российском уставе 1908 года сохранились следующие барабанные бои, признанные необходимыми для обихода мирно-учебной службы: 1) бой «при игре народного гимна»; 2) бой «под знамя» (при приносе к части и относе знамен); 3) бой «честь» (для отдания чести при прохождении церемониальным маршем); 4) бой «поход» (для отдания чести караулами, а также на парадах, смотрах и других церемониях); 6) бой-сигнал «заря» (для перехода от дневных порядков внутренней службы к ночным); 7) бои-сигналы «на молитву» и «отбой» (по окончании молитвы); 8) бой-сигнал «сбор» (полностью бился на разводе караулов, в знак перехода их в подчинение караульному начальству; первая же половина служила сигналом для сбора к столу); 9) бой-марш «по караулам» (при отправлении новых караулов на их посты); 10) бой-сигнал «тревога» для спешного сбора войск на заранее назначенные места; 11) 4 марша: два обыкновенных, один «колонный» и один «похоронный» (на практике в войсках применялось бо́льшее количество различных маршей).
Для военного времени (а также в лагере) все барабанные бои были заменены соответствующими сигналами на рожках (в армии подавались сигналистами, в гвардии и стрелковых частях — горнистами) .
В настоящее время, как и в прошлом, военная музыка является важным элементом воинских ритуалов .
Основным жанром военной музыки является марш (строевой, встречный, походный и другие). К военной музыке также относятся музыка к военным строевым песням, для музыкального оформления воинских церемониалов (напр. «Вечерняя зоря »), а также концертные музыкальные произведения военно-патриотического содержания ( увертюры , симфонии , поэмы и тому подобное);
-
Рутены ( русины ) барабанщик и трубач , рисунок из книги Пьетро Бертелли (Pietro Bertelli), 1563 год.
-
Лицевой летописный свод (XVI век), « Князь великий Василий Васильевич разослал гонцов по всем своим станам , а сам взял трубу и начал трубить: и тот же час собрались полки великого князя Василия Васильевича».
-
.
-
Эстандарт-юнкер Екатеринославского и трубач Казанского Кирасирского полков (труба в правой руке), 1797—1801.
-
См. также
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 .
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
Литература
- Свод правил для парадов, торжественных встреч и нарядов войск на погребение, СПб. , 1886 год.
- Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил СССР (УГиКС ВС СССР), Воениздат , Москва (М.), 1977 год.
- Указ Президента Российской Федерации , от 10 ноября 2007 года, № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации (УВС ВС России), Воениздат , М. , 1993 год, (статьи № 381—404).
- Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (УГиКС ВС России), ВИ, М., 1993 год, Часть третья. Проведение гарнизонных мероприятий с участием войск, Глава 12. Отдание воинских почестей.
- Военная музыка // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 815—821. — 1072 с.
- Военно-энциклопедический словарь/ Пред. Гл. ред. комиссии Н. В. Огарков.- М.: Воениздат , 1983
- Военная история башкир . Уфа. Башкирская энциклопедия. 2013.
- Музыка военная // Советская военная энциклопедия. — М. : Воениздат, 1978. — Т. 5. — С. 445—446. — 687 с.
- 2020-06-28
- 1