Шукшина, Мария Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер ; 19 января 1870 — 27 декабря 1902 ) — русская художница .
Родилась 19 ( 31 ) января 1870 г. в немецком городе Висбадене , где в то время отдыхала семья Якунчиковых. Отец — Василий Иванович Якунчиков , известный предприниматель и меценат; мать — Зинаида Николаевна, урождённая Мамонтова .
Уже в детстве увлеклась рисованием, для её обучения отцом был приглашён, к ней и другим детям, художник Н. А. Мартынов . В 1885 году Мария Якунчикова вслед за сестрой поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стала участницей поленовских рисовальных вечеров, которые В. Д. Поленов с сестрой организовали в своём московском доме . В это время она пишет эскизы на тему русской истории эпохи Алексея Михайловича : «Царь посещает заключенных», «Царь в молельне».
Летом 1888 года написала в Жуковке, где жили Поленовы, этюд «Лодка на Клязьме». В начальный период творчества Якунчикову больше привлекали пейзажи с широким охватом натуры, затем появились картины-панно, выполненные маслом с выжиганием рисунка иглой по дереву (эту технику показал ей Сергей Глаголь , разговоры с которым о живописи заложили основы её художественного образования). Осенью 1888 года вместе с семьёй поехала в путешествие по Европе, которое прервала смерть младшей сестры Елены в Италии. В начале зимы 1888 года врачи обнаружили у Марии Якунчиковой туберкулёз и порекомендовали сменить климат. Мария оставила занятия в училище уехала на лечение в Европу — через Вену во Францию ( Биарриц ). Летом 1889 года вернулась в Россию, а осенью вместе с семьёй приехала во Францию , на Всемирную выставку в Париже . Осенью 1889 года Якунчикова поступила в парижскую академию Жюлиана , где обучалась на протяжении четырёх лет. В последующие годы она жила в Париже , приезжая на лето в Россию. В России Мария Васильевна работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода . В Абрамцево Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской; её панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках.
В 1894 году Якунчикова оставила академию, сняла мастерскую и начала работать самостоятельно, выставляя свои произведения в Парижском салоне . В 1895 году начался особый период в её творчестве, она много и плодотворно работала, особенно увлекаясь декоративно-прикладным искусством: деревянной игрушкой, вышивкой, гобеленом, аппликацией. Особенно активно работала в технике выжигания по дереву: она исполняла декоративные панно в особой технике, совмещающей выжигание по дереву и масляную живопись. Как и её ближайшая подруга Е. Д. Поленова , Якунчикова увлекалась народным искусством, собирала его образцы. Народные, «неорусские» мотивы звучат в её панно «Городок» (1896).
В 1897 году Мария Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера — русского по паспорту, большую часть своей жизни проведшего за пределами России и позднее получившего французское гражданство. В 1898 году у них родился сын Степан.
Эти годы — кульминация творческого развития Якунчиковой, время создания таких шедевров, как «Из окна старого дома. Введенское», «Чехлы», «Церковь в старой усадьбе. Черемушки близ Москвы», «Свеча. Задувает». Её имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн , были отмечены английским журналом «The Studio», оказали влияние на творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой . Члены объединения « Мир искусства » пригласили Якунчикову участвовать в выставках и в издаваемом ими журнале . Почти полгода украшала выпуски журнала за 1899 год (№ 13—18) созданная Якунчиковой обложка «Лебединая песня».
Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировались огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации; панно «Иванушка-дурачок и Жар-птица» (замысел Е. Д. Поленовой выполнила Якунчикова и поэтому оно экспонировалось как произведение Елены Поленовой); серебряной медали выставки была удостоена полочка-лавочка для народных игрушек, выполненная в мастерских Абрамцево по проекту Якунчиковой .
В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулёз пальца. Сына удалось спасти, но здоровье художницы не выдержало напряжения сил в борьбе за его жизнь, и у неё вновь открылся диагностированный ещё в конце 80-х годов туберкулёзный процесс. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно подорвало её здоровье. Муж перевёз семью сначала в Шамони , а затем в Швейцарию , где в Шен-Бужри был куплен дом.
14 ( 27 ) декабря 1902 года Мария Васильевна Якунчикова скончалась от обострившегося туберкулёза. В петербургском журнале « Мир искусства » в 12-м номере за 1902 год был опубликован некролог, написанный главным редактором журнала С. П. Дягилевым .
Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее , Русском музее , Музее-усадьбе В. Д. Поленова . Значительная часть её произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии, в доме художницы.
В 2020 году Третьяковская галерея показала ретроспективу Якунчиковой, вторую за 115 лет . Был выпущен специальный номер журнала « Третьяковская галерея » с Приложением .
в библиотеке «Старатель»