Ачех-Джая
- 1 year ago
- 0
- 0
Джа́я и Виджа́я — согласно индуистскому преданию, двое слуг Вишну на Вайкунтхе , которые оскорбили великих мудрецов четырёх Кумаров и в наказание за это вынуждены были родиться три раза на земле как асуры и сразится с Вишну в одном из его воплощений . В Сатья-югу они родились демонами по имени Хираньякашипу и Хираньякша ; в Трета-югу — Раваной и Кумбхакарной , а в конце Двапара-юги — Шишупалой и . Джая и Виджая согласились стать врагами Вишну и видеть в нём своего недруга. Вишну же согласился убить их и таким образом даровать им спасение, так как говорится, что даже те, кто думают о Вишну с ненавистью, в результате такой медитации могут получить освобождение .
Согласно Брахманда-пуране , Джая и Виджая были сыновьями демона Кали , а Кали, в свою очередь, был одним из сыновей Варуны и его жены Стуты ( санскр. स्तुत, «хвала»). Брат Кали (и дядя Джаи и Виджаи) был Ваидья.
По учению индуизма, благодаря своей духовной чистоте, святые риши , сыновья Брахмы Кумары обладают мистической способностью путешествовать по просторам материального и духовного неба. Эти четыре мальчика-мудреца были полностью обнажёнными и выглядели как пятилетние дети, хотя были старше всех живых существ во вселенной. Однажды, обойдя всю вселенную, они вступили в пределы духовного неба, в котором плавают духовные планеты, называемые Вайкунтхой. Этим планетам поклоняются жители всех материальных планет, ибо на них обитает сам Верховный Господь Вишну и Его чистые преданные . Когда четверо Кумаров ( Санака , Санатана , Санандана и Санат Кумара ) с помощью мистической йоги достигли Вайкунтхи, они увидели, что духовный мир освещён сиянием богато украшенных виманов , которыми управляют обитатели Вайкунтхи.
Кумары миновали шесть ворот Вайкунтхи, пышное великолепие отделки которых не произвело на них особого впечатления, и подошли к седьмым. Там они увидели двух излучающих сияние существ одинакового возраста, облачённых в великолепные одежды, вооружённых палицами и украшенных бриллиантами и другими драгоценными камнями, с серьгами в ушах и шлемами на головах. Это были Джая и Виджая. У них на груди, между четырёх голубых рук, висели гирлянды из свежих цветов, вокруг которых вились пчёлы , опьянённые их благоуханием. Кумары во главе с Санакой смело открывали все встречавшиеся на их пути ворота, так как им были неведомы такие понятия, как «своё» и «чужое». Не задумываясь, послушные зову сердца и движимые нетерпеливым желанием увидеть своего возлюбленного повелителя Вишну, Кумары вошли в седьмые ворота точно так же, как входили в предыдущие шесть ворот. Однако когда двое привратников, Джая и Виджая, увидели их, то, не считаясь с высоким положением Кумаров, преградили им путь своими жезлами, несмотря на то что мудрецы ничем не заслужили подобного обращения.
Кумары сказали: «Кто эти двое, чей образ мыслей так чужд атмосфере Вайкунтхи, хотя они состоят на службе у Вишну и, занимая столь высокое положение, должны были бы обладать теми же качествами, которыми обладает Он Сам? Как они вообще оказались на Вайкунтхе? Может ли быть такое, чтобы в царство Бога прокрался враг? Но у Вишну нет врагов. Кто станет враждовать с Ним? Скорее всего, эти двое — самозванцы и потому подозревают других в том, чем грешат сами. Эти двое одеты, как жители Вайкунтхи, но откуда в их мысли проникла двойственность? Поэтому давайте решим, какой кары заслуживают эти нечестивцы. Мы должны найти для них подходящее наказание, которое в конце концов обернётся для них благом. Обнаружив в бытии Вайкунтхи двойственность, они осквернили себя, поэтому им не место здесь, они должны отправиться в материальный мир». Когда Джая и Виджая увидели, что Кумары собираются их проклясть, они перепугались и в великом волнении бросились к ним в ноги, зная, что от проклятия брахманов их не сможет защитить никакое оружие. Они сказали: «Вы поступили совершенно правильно, наказав нас за непочтительное обхождение с такими мудрецами, как вы. Но мы молим вас о том, чтобы, видя наше раскаяние, вы сжалились над нами, и мы, упав в материальный мир, не оказались во власти иллюзии, которая заставляет живые существа забыть о Верховной Личности Бога».
В это время Вишну узнал об оскорблении, которое его слуги Джая и Виджая нанесли великим святым. Вместе со своей супругой, богиней процветания Лакшми , он прибыл на место происшествия. Мудрецы во главе с Санакой увидели, что Вишну, которого до этого они созерцали только в своём сердце, когда находились в состоянии духовного транса , теперь предстал перед их глазами. Он подошёл к ним вместе со своими приближёнными, которые держали над ним зонт и обмахивали его чамарами . Кумары преклонили головы к его стопам. Как только они вдохнули принесённый ветром аромат листьев туласи , которые лежали на пальцах стоп Вишну, они почувствовали перемену, происшедшую в их теле и уме, хотя они и были очень привязаны к безличному Брахману . Прекрасный лик Вишну вызвал в их памяти образ голубого лотоса , а его улыбка напомнила им о распустившемся цветке жасмина . Увидев его лицо, Кумары испытали полное удовлетворение; желая и дальше созерцать красоту Вишну, они перевели взоры на пальцы его лотосных стоп с алыми, как рубины, ногтями. Не отрывая взгляда от духовного тела Вишну, они погрузились в медитацию на его образ. Таким образом, четверо Кумаров, привлечённые красотой Вишну, встали на путь бхакти и стали вайшнавами .
Вишну извинился перед Кумарами за своих слуг Джаю и Виджаю, и сказал, что наказание Джаи и Виджаи в виде их рождения в материальном мире уже было предопределено им ранее. После этого, Кумары обошли вокруг Вишну, поклонились ему и удалились. Обратившись к Джае и Виджае, Вишну сказал, чтобы они ничего не боялись. Он сообщил им, что мог бы лишить проклятие Кумаров силы, но не будет этого делать потому, что их падение с Вайкунтхи предрекла его супруга Лакшми . Она разгневалась на Джаю и Виджаю за то, что однажды, когда она покинула обитель Вишну, а затем вернулась назад в то время как Вишну отдыхал в своих покоях, они остановили её у ворот и не пустили её во дворец пока Вишну не проснулся.
Вишну предложил Джае и Виджае выбор: родиться семь раз в материальном мире как его преданные или родиться только три раза, но как асуры , и в каждой из этих трёх жизней сразиться с ним в одной из его аватар . Джая и Виджая, желая как можно скорее вернуться на Вайкунтху, изъявили желание родиться три раза как демоны. Тогда Вишну заверил Джаю и Виджаю, что занимаясь бхакти-йогой в гневе, они искупят совершённый грех и очень скоро вернутся к нему. Он объяснил им, что когда они будут пребывать в телах демонов, все их помыслы будут сосредоточены на нём как на враге, и эта сосредоточенность ума, усиленная гневом, свяжет их с ним прочными узами и поможет им быстрее вернуться обратно на Вайкунтху.
В современную эпоху, известную как Кали-юга , Джая и Виджая свободны от своего проклятия, и их рассматривают как привратников в храмах Вишну и храмах, связанных с вайшнавизмом. Статуи Джаи и Виджаи стоят в храме Венкатешвары в Тирумале, храме Джаганнатхи в Пури и храме Ранганатхи в Шрирангаме .