Interested Article - Собор Или
- 2021-07-26
- 1
Собор Или ( англ. Ely Cathedral ), полностью Кафедральный собор Святой и Неделимой Троицы в городе Или , Кембриджшир , Англия.
Восходит к 672 году, когда святая Этельдреда выстроила в Или монастырскую церковь. Существующее здание заложено в 1083 году, стало кафедральным собором в 1109 и было посвящено св. Этельреде и св. Петру, после ликвидации монастырей Генрихом VIII переосвящено в честь Троицы и стало центром и кафедрой , а также викарного ( суффрагана ).
С архитектурной точки зрения здание уникально как своим масштабом, так и стилистическими особенностями. К монументальному норманскому зданию пристроены роскошные галилейский портик , капелла Девы Марии и хоры в стиле декоративной готики . Восьмигранная башня с фонарём на средокрестии и западная башня доминируют над округой.
Собор привлекает ежегодно около четверти миллиона туристов . Проводятся регулярные утренние и вечерние религиозные службы .
Англосаксонское аббатство
Аббатство в Или было основано в 672 году св. Этельдредой (Æthelthryth), дочерью короля Восточной Англии Анны , и было смешанным монастырём, где были и монахи, и монахини . Предполагается, что последовавшие за нею три аббатисы тоже были членами королевской семьи. Позже набеги викингов привели либо к упадку монастыря, либо к утрате всех письменных свидетельств о его существовании , но возможно, что немногие монахи длили традицию до переустройства обители в 970 году по бенедиктинскому уставу . Точное местоположение основанного Этельдредой монастыря неизвестно, но её мощи и посмертные «чудеса» привели аббатство к процветанию. Новое здание было выстроено в 970 году вблизи нефа нынешней церкви и разобрано по мере строительства норманского здания с 1102 года .
История современного здания
Церковь построена из камня, добытого в ( Нортгемптоншир ), который покупали у аббатства Питерборо , владевшего каменоломнями, за 8000 угрей в год. Украшения вырезаны из пурбекского мрамора и местных известняков.
План церкви традиционный крестообразный, с дополнительным трансептом у западного конца.
Общая длина — 164 метра (538 фута ), неф длиной более 75 м (246 футов ) — один из длиннейших нефов в Британии.
Высота западной башни — 66 м (217 футов ).
Октагон — башня над средокрестием (также «Фонарь») — 23 м (75 фута ) шириной и 52 м (171 фута ) высотой. Внутреняя высота Октагона 43 м (141 фута ). Местное название собора «корабль Фенских болот » связано с тем, что он выделяется на фоне плоского ландшафта .
Норманское аббатство
Начиная с образования бенедиктинского аббатства в 970 году, Или на протяжении следующего столетия становится одним из наиболее успешно развивающихся монастырей в Англии. Ему принадлежат знаменитые святыни, сокровища, библиотека и скрипторий и земельные владения, больше которых только земли аббатства Гластонбери . Установление норманского владычества в Или протекало не без проблем. Нормандские лорды (например, , ) реквизировали монастырские земли , французские монахи отделяли их под дочерние монастыри (такие как англ. Eynesbury ), а епископ Линкольнский подрывал статус аббатства. Проблемы эти усугублялись тем, что в 1071 году Или остался оплотом англосаксонского сопротивления, что привело к его осаде и закономерному ущербу и наказанию .
После завоевания норманнами Англии, почти все соборные церкви и крупные аббатства были перестроены . Желая сохранить статус, Или должен был следовать за остальными, и строительство начал аббат Симеон, брат Уоклина ( англ. Walkelin ), епископа Винчестерского. Симеон был приором Винчестерского собора , когда в нём в 1079 году началась реконструкция. Через год после назначения аббатом в Или, в 1083, будучи в возрасте 90 лет, Симеон начал работы там . Несмотря на возраст и норманское происхождение, Симеон поладил с английскими монахами, и дела в монастыре пошли к лучшему: финансы поправились, руководство окрепло, а главное, возникло намерение строить новую большую церковь .
Замысел мало отличается от Винчестерского собора: такой же крест с башней на средокрестии, трансепты с боковыми нефами, трёхъярусная вертикальная компоновка и полукруглая апсида в восточном конце . Среди построек севернее Альп это было одно из крупнейших зданий своего времени . Строительство началось с восточной половины (хоры) и трансептов, но кладка показывает, что прежде завершения трансептов случился перерыв в несколько лет, что, возможно, связано со смертью Симеона в 1093 году и затянувшимся «междуцарствием» . Советник короля Вильгельма II Ранульф Фламбард намеренно держал некоторые церковные посты (в том числе аббата в Или) незанятыми, чтобы лично получать с них доходы . В 1099 году Ранульф назначил себя епископом Даремским, а в 1100-м свеженазначенный аббат Ричард возобновил строительство в Или . Ричард же настаивал на том, чтобы освободить Или от подчинения Линкольнскому епископу и сделать его центром собственного диоцеза, но умер в 1107 году. Его наследник ( ) достиг этой цели и стал епископом Илийским в 1109 году . Начало XII века стало также для Или временем возобновления связи с англосаксонским прошлым, потому что возобновившееся строительство требовало перезахоронить останки пренорманских святых и дарителей, что обновило в народной памяти их культ .
С тех пор норманские хоры и средокрестие были полностью перестроены, но трансепты сохранились и позволяют вполне представить тогдашний облик собора с массивными романскими аркадами, отделяющими боковые нефы, которые опоясывают как главный, так и трансепты. Над ними второй ярус арок обходной галереи и третий ярус сводчатых окон .
-
Неф
-
Южный боковой неф, вид к западу
-
Алтарная преграда, вид из нефа
-
Хоры
-
Главный алтарь
-
Солнечные часы на стене южного трансепта
-
Памятник ( )
Строительство нефа начинается в 1115 году, а даты 1120 на балках кровли говорят о том, что к этому году по крайней мере восточная половина его была перекрыта. Большая длина нефа привела к тому решению, чтобы, после постройки четырёх восточных секций, которые дали бы достаточно опоры центральной башне, возведение нефа прервать . К 1140 году остаток нефа и западные башня и трансепт были доведены до уровня галереи трифория всё в том же романском стиле. После этого строительство прервалось на 30 лет, и возобновлено было уже в раннем готическом стиле .
Западный фасад
Западная башня и западные трансепты были завершены при епископе ( ) в 1174-89 годах, когда был создан эффектный западный фасад , богато украшенный пересекающимися арками и замысловатыми профилировками. Единый декор систематически применялся к каждому новому ярусу трилистных арок , из-за чего западный фасад отличается высокой степенью стилевого единства .
Изначально западный фасад был симметричен, с обоими полноценными трансептами по бокам центральной башни. Восьмигранная верхушка башни была частью оригинального замысла, хотя она и воздвигнута лишь к 1400 году. В ходе всего строительства приходилось преодолевать трудности, возникающие от ненадёжной почвы, особенно под западной частью здания. В 1405—1407 годах для того, чтобы справиться с дополнительным весом добавленного восьмигранного верхнего яруса башни, добавлены четыре новые арки на пересечении главного и западного нефов . Вес этих дополнительных арок мог привести к тому, что в конце XV века северо-западный трансепт рухнул, восстанавливать его не стали, а к остаткам стен с северной стороны башни пристроили мощный контрфорс .
Галилейский портик
( ) ныне является основным входом в храм, но изначальное его предназначение неясно . Судя по расположению у западного портала, он мог служить для кающихся, которым епитимья закрывает доступ в храм , мог быть местом сбора процессий либо местом для общения монахов с женщинами, которые не допускались в аббатство. Конструктивное его назначение — дополнительная поддержка башни . Портик двухъярусный, но кровля второго яруса снята в XIX веке. Время строительства портика также неясно, хроники предполагают, что оно было начато при ( , 1197—1215), по стилю это хороший образец раннеанглийской готики , но эта датировка вызывает сомнения, особенно в связи с тем, что с 1208 года Юстас бежал во Францию и три года не имел доступа к доходам аббатства. Джордж Гилберт Скотт утверждал, что детали, особенно «прерывистые» аркады и колонки из пурбекского мрамора, соответствуют хорам св. Хью в Линкольнском соборе и западному портику Сент-Олбанского собора , которые оба предшествуют временам Юстаса , а орнамент из резных листьев и другие детали предполагают датировку позже 1220 года, во времена епископа Хью Нортуолдского .
Пресбитерий и восточная оконечность
Первые крупные переделки норманской части собора предпринял епископ ( , 1229—1254). Восточная часть тогда была длиной лишь четыре пролёта от хора (располагавшегося в средокрестии) до алтаря и гробницы Этельдреды. В 1234 году начались работы по пристройке шести пролётов, которые продлились 17 лет. Интерьер украшен пурбекским мрамором и листовидной резьбой . Размеры вновь возводимых пролётов и толщины стен полностью соответствовали норманским секциям нефа, но пресбитерий в целом является «наиболее чистым и при этом богато украшенным зданием в Англии своего времени» ( англ. the most refined and richly decorated English building of its period ) в стиле раннеанглийской готики . Мощи Этельдреды были перемещены в новую гробницу восточнее нового главного алтаря к 1252 году, когда собор был заново освящён в присутствии Генриха III и принца Эдуарда . Культ св. Этельдреды этим только упрочился . Сохранившиеся фрагменты пьедестала гробницы позволяют предполагать, что орнамент её был аналогичен галилейскому портику . Также были перезахоронены останки святых Витбурги и Сексбурги (сестёр Этельдреды) и ( ), дочери Сексбурги , паломники посещали эти святыни через двери в северном трансепте . Впоследствии в пресбитерии захоронено или увековечено свыше ста человек, так или иначе связанных с аббатством или собором .
Капелла Девы Марии
-
Капелла Девы Марии
-
Статуя в капелле, обезглавленная в ходе английской реформации
-
Дева Мария (2000), скульптор Дэвид Уинн (1926—2014)
-
Алтарь капеллы Девы Марии
В 1321 году под руководством ризничего и архитектора ( ) начаты работы по возведению отдельностоящей капеллы Девы Марии, связанной переходом с северным боковым нефом трансепта. Строительство шло 30 лет. Размеры капеллы 100 футов (30 м ) в длину и 46 футов (14 м ) в ширину, стиль — развитая украшенная готика . Строительство затянулось из-за непредвиденной поправки основной церкви, на которую в 1322 году были отвлечены силы и средства. С каждой длинной стороны в стенах по пять больших окон, разделённых устоями свода, в каждом устое по 8 ниш с балдахинами , в которых были статуи .
Ниже подоконников по трём сторонам тянется аркада из арок каблучкового очертания на колонках и пурбекского мрамора, образующая ряд сидений. Под каждым окном три арки, по одной — под устоями, причём сиденья под устоями увенчаны разгрузочной аркой, от которой вверх продолжается колонка со статуей короля или епископа. Над аркадой сидений в антрвольтах располагаются 96 рельефов со сценами из жизни Девы Марии . Рельефы и скульптуры были раскрашены, в окнах были витражи, вероятно, на библейские сюжеты, от которых уцелело очень мало , потому что при реформации иконоборческий эдикт был исполнен епископом ( ) весьма тщательно. Крупные отдельные статуи были уничтожены, с рельефов, вделанных в стену, сбиты лица или целые фигуры, но оставлены прочие детали, по которым теперь пытаются определять сюжеты . После секуляризации аббатская церковь стала приходской церковью города Или (во имя святой Троицы) до 1938 года .
В 2000 году в капелле была установлена статуя Девы Марии в натуральную величину. Скульптура Дэвида Уинна не понравилась прихожанам, настоятель собора упомянул, что ему приходило много писем с жалобами .
Октагон
Центральная обширная восьмиугольная башня — тибуриум с лантерной и пинаклями является наиболее узнаваемой чертой как интерьера , так и экстерьера собора . Тем не менее, это, по выражению Певзнера , «величайшее индивидуальное достижение архитектурного гения» в ансамбле Или ( англ. greatest individual achievement of architectural genius ) возникло в результате катастрофы. В ночь на 13 февраля 1322 года, возможно, из-за земляных работ на фундаменте капеллы Девы Марии, нормандская башня на средокрестии обрушилась. Строительство капеллы приостановили, переключив силы и средства на устранение последствий этого несчастья. Башню не стали восстанавливать на прежнем квадратном фундаменте, но все четыре её устоя разобрали, включив в новый восьмиугольный план прилежавшие к средокрестию секции нефа, хора и трансептов. Строительством руководил Алан Уолсингемский , хотя степень его участия в проекте остаётся предметом споров, как и причины столь радикального, не имеющего аналогов, расширения пространства средокрестия. Возможно, сыграло роль решение опереть вес новой башни на новую, ещё не проявившую себя вероломно, почву .
Основой башни является замкнутая восьмиугольная в плане аркада, на которую опирается деревянный свод, похожий на веерные своды более поздней готики, на тонких нервюрах которого стоит большой и яркий фонарь . На самом деле фонарь и кровля опираются на деревянные конструкции, расположенные выше декоративного свода, которые сейчас не могут быть повторены из-за того, что больше нет деревьев подходящей величины . Восьмиугольный фонарь повёрнут относительно башни. В гранях его витражи, изображающие поющих ангелов, а доступ с чердака позволяет хористам при необходимости петь оттуда . Крыша фонаря также деревянная, с «замковым камнем» из цельного дуба, на котором вырезан Христос Вседержитель. Сложные деревянные конструкции выполнены ( ), королевским плотником .
Неизвестно, насколько серьёзные повреждения получили при обрушении башни нормандские хоры, но три оставшиеся секции были реконструированы при епископе ( англ. John Hotham , 1316—1337) в декоративном стиле с «текучими» линиями. Кладка стен показывает, что это было лишь наложение новых декоративных профилей, а не возведение заново. В Октагоне были установлены новые мизерикордии , балдахины и прочие предметы мебели, но на старые места. Возобновилось строительство капеллы Девы Марии, в двух западных секциях пресбитерия был раскрыт трифорий , чтобы лучше осветить гробницу Этельдреды. Приблизительно с этого же времени ланцетовидные окна боковых нефов и трифория заменяются широкими с «текучим» переплётом. Одновременно перестраиваются и монастырские здания, сооружается элегантная капелла приора Краудена ( англ. Crauden ).
Поминальные капеллы
В конце XV—начале XVI веков в самых восточных секциях боковых нефов пресбитерия были построены заупокойные капеллы, с северной стороны — епископа ( , 1486—1500) и с южной — епископа ( , 1515—33). В капелле Уэста были 9 статуй, уничтоженных его преемником в годы реформации.
В 1771 году капелла Уэста стала также гробницей семерых «благодетелей церкви». Прежде их останки были перемещены из англосаксонского аббатства в норманское, в алтарную преграду в Октагоне, но при перепланировке хора эта стена была разобрана. В капелле были перезахоронены :
- , епископ Лондонский, Вустерский и архиепископ Йоркский ( , ум. в 1023),
- , епископ-миссионер в Швеции, умерший монахом в Или между 1066—1072 годами ( ),
- , епископ Эльмхамский ( , ум. 1001),
- , епископ Эльмхамский ( , ум. между 1023—1038 годами),
- , епископ Эльмхамский ( , ум. 1021),
- , епископ Дорсетский ( , ум. 1049)
- , олдермен Эссекский и покровитель Илийского аббатства ( , ум. 991),
Также в капелле Уэста на восточной стене находится епископа ( , ум. в 1836).
Реформация и закрытие монастырей
Королевская комиссия завладела всем имуществом монастыря 18 ноября 1539 года, и ещё два года судьба его оставалась неясной, поскольку Генрих VIII с советниками решал, какова будет роль кафедральных соборов в новой протестантской церкви . Новая хартия, дарованная Или 10 сентября 1541 года гласила, что бывший приор Роберт Стюарт (Robert Steward), назначается настоятелем, вместе с восемью пребендариями формирует капитул, который и будет владеть собором . При епископе ( ), по мере развёртывая иконоборчества в 1540-е годы, были сначала разрушены гробницы англосаксонских святых, затем почти все витражи, и немалая часть скульптур была либо уничтожена, либо обезличена . В капелле Девы Марии круглая скульптура была разбита, а у 147 фигур рельефного фриза сбиты головы, также головы отбиты у статуй в капелле Уэста . Соборы, однако, избежали полного уничтожения по трём причинам: они были хорошим инструментом пропаганды веры и правильного ритуала, центрами образования и заботы о бедных . Бывшие монахи стали прислужниками и певчими для помощи в богослужении, в монастырских постройках открылась школа для 24 студентов, драгоценная посуда и облачения были в 1550-е годы проданы, чтобы купить книги для библиотеки . Переход из собора в капеллу Девы Марии переделали в богадельню на 6 мест , а саму капеллу передали городу под приходскую церковь Святой Троицы, потому что прежнее строение, примыкавшее к северному нефу, никуда не годилось . Часть монастырских построек стала домами новых капитуляриев, часть была разобрана. Собор также в немалой степени утратил функции, например, вся восточная половина его, прежде предназначавшаяся для монахов, стала лишь почётным кладбищем .
Ближе всего к уничтожению как здания собора, так и его организации, дело подошло во времена Кромвеля . В 1640-е годы в соборе было установлено богослужение по пуританскому обряду . Епископ ( ) в 1642 году был арестован и провёл следующие 18 лет в Тауэре . Значительных утрат религиозных изображений в период гражданской войны собор не потерпел, потому что за сто лет до того был очищен весьма тщательно . В 1648 году парламент призвал разобрать здание на стройматериалы, выручка от продажи которых должна была идти на нужды инвалидов войны, солдатских вдов и сирот , но собор, хотя пребывал в запустении, уцелел, возможно, по протекции Оливера Кромвеля, а возможно и от общей неразберихи в стране. По крайней мере, отношение к зданию церкви было скорее безразличным, чем враждебным .
Реставрация
После приглашения на престол Карла II наряду с политической реставрацией пошло и возрождение англиканской церкви. Епископ Илийский Мэтью Рен, просидевший в Тауэре все 18 лет республики, назначил новый капитул, а настоятель был определён королём . Перед новыми иерархами стояло три больших задачи: начать ремонт обветшавших зданий, возобновить службы и вернуть церкви утраченные земли, права и доходы . Это заняло более 20 лет, и, по большей части, удалось .
В 1690-е годы в соборе появились барочные элементы интерьера, в частности, мраморная купель (ныне в церкви в деревне ( ) ) и орган на старой романской алтарной преграде с трубящими ангелами и прочими украшениями . В 1699 году обрушился северо-западный угол северного трансепта, в ходе его восстановления в северном фасаде вставлен классицизирующий портал. С этими работами нередко ассоциируют сэра Кристофера Рена , который за несколько лет до того работал вместе с начальником работ Робертом Грумболдом ( англ. Robert Grumbold ) над Тринити-колледжа в Кембридже, а также был племянником епископа Мэтью Рена. По крайней мере, достоверно, что с Реном советовался по поводу предстоявших работ настоятель собора Джон Ламбе ( англ. John Lambe , 1693—1708) . Восстановление трансепта заняло четыре года (1699—1702), кроме портала, оригинальные романские стены, проёмы и отделка были тщательно воссозданы, что стало важной вехой в истории реставраций вообще .
XVIII век, Бентам и Эссекс
В XVIII веке в истории собора выделяются два человека: скромный каноник и архитектор , ( , 1709—1794), основываясь на трудах своего отца Сэмюэла, изучал историю собора и опубликовал в 1771 году книгу «История и древности монастырской и соборной церкви в Или» ( англ. The History and Antiquities of the Conventual and Cathedral Church of Ely ) . Разыскав подлинные документы, он составил списки аббатов, приоров, настоятелей и епископов, написал историю аббатства и собора, снабдив повествование о строительстве церковного здания гравюрами и чертежами . Обмеры, планы и разрезы выполнил архитектор ( , 1722—1784), который таким образом подробно изучил собор и не только выявил его слабые места, но и разобрался в его конструкции в целом .
Достигнутый усилиями Бентама и Эссекса уровень понимания собора позволил произвести во второй половине XVIII века весьма полезные и своевременные реставрации и улучшения. Эссекс был назначен в 1757 году общим руководителем работ, начать которые он решил с фонаря. Четыре века оставили на нём заметные следы, недостаток финансирования принудил не восстанавливать сложные готические украшения, но заменить их в георгианском духе простыми деревянными и свинцовыми конструкциями . После фонаря Эссекс приступил к полной замене кровли над хорами и выправке восточного щипца , который выдавило наружу от вертикали на 2 фута (61 см).
Бентам и Эссекс настаивали на том, чтобы переместить сиденья в хорах, сохранившиеся с XIV века, из-под Октагона, к чему приступили после смены кровли над хорами в 1769 году, причём Бентам, по-прежнему младший каноник, был назначен ответственным за этот ремонт . Октагон таким образом был освобождён и впервые доступен для осмотра публикой . Несмотря на свои антикварные взгляды, Бентам и Эссекс не обращались с древней мебелью особенно бережно, но по крайней мере, вопреки практике своей эпохи, они её сохранили. Для доступа в Октагон была разобрана романская алтарная преграда и выстроена новая двумя секциями восточнее Октагона, на эту преграду переместился барочный орган . В северной стене оказались замурованы мощи семи «саксонских благодетелей», привлекавшие паломников до реформации , мощи эти перезахоронили в капелле епископа Уэста .
Собор появляется на акварели Уильяма Тёрнера (ок. 1796) .
Викторианская эпоха
Следующая крупная реставрация началась в 1840-е годы под руководством, главным образом, настоятеля Джорджа Пикока ( англ. George Peacock 1839-58) . В 1845 году, когда работы были в разгаре, при осмотре западной башни сквозь отверстие для колокола упал с высоты 36 футов (11 м ) и разбился насмерть архитектор , впоследствии похороненный в северном боковом нефе хора . Пикок с профессором из Кембриджа Робертом Уиллисом провёл подробные исследования конструкции собора и его украшений, а также археологические раскопки, и начал череду крупных реставрационных проектов с юго-западного трансепта . Он стал своего рода полигоном для обкатки идеи снять поздние наслоения и обнажить норманские окна и аркады, каковой процесс и стал основным в ходе реставрационных работ XIX века. Были смыты толстые слои побелки, отполированы колонки из пурбекского мрамора, покрашены и вызолочены потолочные балки и кронштейны в хоре, а также переделана западная башня. Оштукатуренный деревянный свод, возведённый лишь за 40 лет до того, разобрали, колокола и часы подняли выше. Постановка железных стяжек позволила убрать большие объёмы каменной кладки , которые, как предполагалось, должны были укреплять башню, но на деле только излишне нагружали её, усугубляя проблемы.
Джордж Гилберт Скотт
Джордж Гилберт Скотт к 1847 году уже выказал себя успешным архитектором готического возрождения . Он был приглашён, чтобы подкрепить своим опытом и профессиональными знаниями энтузиазм Пикока и Уиллиса в деле реставрации мебели в хорах. Предыдущие 80 лет они простояли в восточном конце, но Скотт настоял на том, чтобы вернуть её в Октагон, но лишь в восточную секцию, не загромождая открытого пространства . Скотт разработал новые деревянные ширмы, ворота, передвинул главный алтарь на две секции к западу и поставил обильно украшенные гипсовые заалтарные образа (сделанные , ), новую купель в западном трансепте, новый корпус органа и позднее новую алтарную преграду, заменившую неороманскую преграду 1803 года . В 1876 году по проекту Скотта были восстановлены парапет и пинакли на фонаре чрезвычайно близко к рисункам до реставрации Эссекса в XVIII веке. Многие барочные элементы, установленные в 1690-е, также были заменены.
В нефе был устроен дощатый потолок, который расписали сценами из Ветхого и Нового заветов ( ) и, после его смерти в 1862 году, ( ), который перекрашивал и Октагон.
XX век
Следующий комплекс реставрационных работ состоялся в 1986—2000 годах при настоятелях Уильяме Паттерсоне ( англ. William Patterson 1984-90) и Майкле Хиггинсе ( англ. Michael Higgins 1991—2003), под руководством Питера Миллера ( англ. Peter Miller ) и с 1994 года Джейн Кеннеди ( англ. Jane Kennedy ). Многие работы выполнили . В 2000 году восстановлен коридор, соединяющий северный боковой неф хора с капеллой Девы Марии.
Витражи
В 1845 году каноник Эдвард Спарк ( англ. Edward Sparke , сын епископа Бойера Спарка, возглавил работы по воссозданию цветных витражей . К тому времени средневековые стёкла сохранились в небольшом количестве в капелле Девы Марии, да и пост-реформационных витражей было немного. В XVIII веке попытка Джеймса Пирсона ( англ. James Pearson ) увенчалась изготовлением лишь нескольких фрагментов и одного окна целиком . Заново открытые технологии витража в XIX веке вызвали бурный энтузиазм по всей стране, средства были собраны у благотворителей . ( ) с 1857 года делал витражи для больших ланцетовидных окон восточной стены собора, четыре окна в октагоне и некоторые окна юго-западного и северного трансепта, южного бокового нефа. Другие витражи выполнили братья Gérente, ( ), ( ), ( ), ( ), ( ), и многочисленные отдельные мастера и мастерские из Англии и Франции .
В 1972 году был основан «Музей витража» ( англ. Stained Glass Museum ), призванный сохранять окна церквей, закрываемых за ненадобностью. В 1979 году он открылся для публики в северном трифории собора Или, а позднее, в 2000 году, открылось новая, улучшенная экспозиция в южном трифории. В экспозиции музея помимо сохранённых им стёкол имеются подаренные и завещанные витражи из Британии и зарубежных стран и заимствованные из Музея Виктории и Альберта , Королевской коллекции и британского фонда « » ( ). Самые древние витражи в музее — XIII века .
Музыка
В соборном хоре поют шесть взрослых профессиональных певчих и мальчики от 7 до 13 лет, обучающиеся в королевской школе в Или на средства собора. Женский хор состоит из учениц той же школы от 13 до 18 лет, но за счёт школы. Женский хор поёт по понедельникам и пятницам, часто и по выходным . Также действуют школы пения для взрослых «Певцы Октагона» ( англ. Octagon Singers ) и для детей «Ely Imps» .
Орган
Органисты собора известны с XVI века.
Современный орган расположен на северной стене хоров, построен в корпусе XIX века работы Джорджа Гилберта Скотта фирмой Harrison & Harrison ( ) в 1931 году, перестроен в 1975 и реставрирован и расширен в 2001 году этой же фирмой. В органе 4 мануала (Позитив, Хор, Главный, Швеллер и Соло) и педаль, 83 регистра , самые низкие — 32-футовые.
В современной культуре
- Собор фигурирует на горизонте фотографии с обложки альбома « Pink Floyd » The Division Bell (1994) .
- Действие романа ( ) ( , 2000) происходит в том числе в соборе после того, как подъём уровня моря превратил Или в отдельный остров.
- В романе Ф. Пирс « » одна из сцен происходит в кафедральном соборе Или .
-
В соборе сняты сцены из фильмов:
- «Золотой век» ( англ. Elizabeth: The Golden Age ) в 2006 году
- « Ещё одна из рода Болейн » ( англ. The Other Boleyn Girl ) в августе 2007 года.
- « Король говорит! » ( The King’s Speech ) (собор играл роль Вестминстерского аббатства ) целую неделю в ноябре 2009 .
- « Восхождение Юпитер » ( англ. Jupiter Ascending ) в апреле 2013 года.
- « Макбет » в феврале-марте 2014 года.
- « Корона » ( The Crown ) (снова в роли Вестминстерского аббатства) в 2016 году.
Источники
- ↑ (нем.) — 1994.
- 28 мая 2015 года. accessed 21 September 2015
- 26 сентября 2015 года. accessed 21 September 2015
- , p. 3-58.
- ↑ , p. 15.
- ↑ , p. 53.
- Labels based on a plan of 11937, in VCH for Ely: Atkinson, T D, Ethel M Hampson, E T Long, C A F Meekings, Edward Miller, H B Wells and G M G Woodgate. 3 апреля 2015 года. Ed. R B Pugh. London: Victoria County History, 2002. 50–77. British History Online. accessed 11 March 2015.
- Tatton-Brown, T., Crook, J. (англ.) . — New Holland, 2002. — 160 p. — ISBN 1-84330-120-2 . 7 апреля 2022 года.
- . Ely Cathedral. Дата обращения: 6 февраля 2014. Архивировано из 12 июля 2010 года.
- . Eastern Daily Press. 2010-04-15. Архивировано из 14 ноября 2011 . Дата обращения: 27 ноября 2014 .
- . Ely Cathedral . Дата обращения: 24 февраля 2020. 24 февраля 2020 года.
- , p. 40.
- , p. 47.
- , p. 44—47.
- , p. 95-112.
- , p. 48.
- , p. 50.
- Fernie, Eric. Observations on the Norman Plan of Ely Cathedral // Medieval Art and Architecture at Ely Cathedral. — The British Archaeological Association, 1979. — P. 1–7.
- , p. 95—96.
- ↑ , p. 98.
- ↑ , p. 51.
- ↑ , p. 52.
- , p. 97.
- , p. 113-141.
- H Wharton (ed.) Anglia Sacra, sive collectio Historiarum, partim recenter scriptarum, de Archiepiscopis Angliae, a prima Fidei Christianae ad Annum MDXL, 2 vols. (London, 1691)
- , p. 115.
- ↑ , p. 140.
- ↑ , p. 117.
- Arts Council of Great Britain, Catalogue to 'English Romanesque Art 1066—1200', Hayward Gallery, 1984. Glossary, p.414
- ↑ 26 марта 2015 года. , accessed 16 March 2015
- ↑ , p. 119.
- Lindley, Phillip. The Imagery of the Octagon at Ely // Gothic to Renaissance: Essays on Sculpture in England. — Stamford : Paul Watson, 1995. — ISBN 1871615763 .
- , p. 124.
- King, Richard John. Ely Cathedral // . — John Murray, 1862.
-
James, M.R. (1892).
.
The Archaeological Journal
.
49
: 345—362.
из оригинала
2 апреля 2015
. Дата обращения:
19 марта 2015
.
{{ cite journal }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) -
Mills, Rosie (2008).
.
Vidimus
(22). Архивировано из
18 марта 2015
. Дата обращения:
22 февраля 2019
.
{{ cite journal }}
: Недопустимый|ref=harv
( справка ) - , p. 359.
- VCH for Ely: Atkinson, T D, Ethel M Hampson, E T Long, C A F Meekings, Edward Miller, H B Wells and G M G Woodgate. 3 апреля 2015 года. Ed. R B Pugh. London: Victoria County History, 2002. 50-77. British History Online. accessed 18 March 2015.
- . BBC News . 2001-09-12. из оригинала 28 апреля 2004 . Дата обращения: 10 марта 2020 .
- Greer, Germaine (2007-09-10). . The Guardian . London. из оригинала 11 октября 2020 . Дата обращения: 10 марта 2020 .
- Pevsner, Nikolaus. : Cambridgeshire. — Second. — Penguin Books, 1970. — P. 355.
- , p. 355.
- Coldstream, Nicola. Ely Cathedral: the Fourteenth-Century Work // Medieval Art and Architecture at Ely Cathedral. — The British Archaeological Association, 1979. — P. 28–46.
- ↑ , p. 127.
- , p. 358.
- ↑ Stemp, Richard (2010), The Secret language of churches and Cathedrals , Duncan Baird Publishes, London, ISBN 978-1-84483-916-2 , p.156
- , p. 214—5.
- , p. 215.
- Atherton, Ian. The Dean and Chapter 1541–1660 // . — Woodbridge : The Boydell Press, 2003. — P. –192. — ISBN 0 85115 945 1 .
- ↑ , p. 170.
- , p. 145.
- , p. 172.
- , p. 173.
- ↑ , p. 176.
- , p. 177.
- , p. 189.
- , p. 144.
- ↑ , p. 191.
- Meadows, Peter. Dean and Chapter Restored 1660–1836 // . — Woodbridge : The Boydell Press, 2003a. — P. –212. — ISBN 0 85115 945 1 .
- , p. 195.
- , p. 196.
- Cocke, Thomas. The History of the Fabric 1541–1836 // . — Woodbridge : The Boydell Press, 2003. — P. –223. — ISBN 0 85115 945 1 .
- , p. 217.
- ↑ , p. 216.
- ↑ , p. 218.
- Bentham, James. . — 1771. — P. 494.
- ↑ , p. 204.
- ↑ , p. 220.
- , p. 219.
- , p. 142.
- . Дата обращения: 14 октября 2020. 30 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 14 октября 2020. 30 октября 2020 года.
- , p. 305—332.
- , p. 310.
- , p. 308.
- , p. 312.
- ↑ . Capturing Cambridge. Дата обращения: 6 октября 2017. 7 октября 2017 года.
- , p. 314.
- , p. 324.
- , p. colour plate 15(a).
- , p. 316.
- , p. 317.
- , p. 318.
- . The Stained Glass Museum. Дата обращения: 26 апреля 2015. 18 апреля 2015 года.
- ↑ . Ely Cathedral. Дата обращения: 23 марта 2017. 27 февраля 2017 года.
- . www.npor.org.uk . Дата обращения: 14 октября 2020. 14 октября 2020 года.
- . www.elycathedral.org . Дата обращения: 14 октября 2020. 25 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 14 октября 2020. 25 октября 2020 года.
- . librebook.me . Дата обращения: 19 декабря 2020. 7 апреля 2022 года.
- 5 мая 2013 года. Retrieved 24 April 2013
- 27 апреля 2013 года. Retrieved 24 April 2013
- 27 марта 2014 года. Retrieved 26 March 2014
Литература
- Keynes, Simon. Ely Abbey, 672–1109 // (англ.) / Meadows, Peter; Ramsay, Nigel. — Woodbridge: The Boydell Press., 2003. — P. -58. — ISBN 0 85115 945 1 .
- Fernie, Eric. The architecture and sculpture of Ely Cathedral in the Norman period // (англ.) / Meadows, Peter; Ramsay, Nigel. — Woodbridge: The Boydell Press., 2003. — P. -112. — ISBN 0 85115 945 1 .
- Maddison, John. The Gothic Cathedral: New Building in a Historical Context // (англ.) / Meadows, Peter; Ramsay, Nigel. — Woodbridge: The Boydell Press., 2003. — P. -141. — ISBN 0 85115 945 1 .
- Meadows, Peter. Cathedral Restoration 1836–1980 // . — Woodbridge : The Boydell Press, 2003b. — P. –332. — ISBN 0 85115 945 1 .
- Peter Meadows and Nigel Ramsay. A History of Ely Cathedral (англ.) . — The Boydell Press, 2003.
- Peter Meadows, ed.,. Ely: Bishops and Diocese, 1109—2009. — The Boydell Press, 2010.
- W. E. Dickson. (англ.) . — London: Isbister & Co., 1897.
- Richard John King. (англ.) . — new edition. — , 1881.
- D. J. Stewart. (англ.) . — London: J. Van Voorst, 1868.
- Lynne Broughton. (англ.) . — Ely Cathedral Publications, 2008.
- John Maddison. Ely Cathedral: Design and Meaning (англ.) . — Ely Cathedral Publications, 2000.
- Janet Fairweather, trans. Liber Eliensis: A History of the Isle of Ely from the Seventh Century to the Twelfth Compiled by a Monk of Ely in the Twelfth Century (англ.) . — The Boydell Press, 2005.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- Беседа о капелле Девы Марии c Will Shank:
- 2021-07-26
- 1