Пуазёйль, Жан Луи Мари
- 1 year ago
- 0
- 0
Луи-Жан-Мари де Бурбон , герцог де Пентьевр ( фр. Louis-Jean-Marie de Bourbon ; 16 ноября 1725 , Рамбуйе , метрополия Франции — 4 марта 1793 , Замок Бизи ) — государственный деятель и военачальник в дореволюционной Франции . Внук короля Людовика XIV и официальной фаворитки мадам Монтеспан .
Также обладал титулами герцога Омальского (1775 год), де Рамбуйе (1737 год), герцога Жизорского, герцога де Шатовиллен, графа д’Э (1775 год) и другими. Имел титул адмирала Франции . Занимал должность Великого егермейстера при королевском дворе , а также был губернатором Бретани . Доводился тестем гражданину Филиппу Эгалите .
Луи-Жан-Мари был единственным сыном в семье графа Тулузского Луи-Александра де Бурбон (1678—1737), внебрачного ребёнка « короля-солнца », и герцогини Марии-Виктории де Ноай . Таким образом Луи-Жан-Мари является внуком короля Людовика XIV. В возрасте 9 лет мальчика уже определили на должность адмирала Франции (1 декабря 1734 года), а спустя два года — на должность губернатора и генерал-лейтенанта провинции Бретань (31 декабря 1736 года).
Его отец скончался когда мальчику было 12 лет, и Луи-Жан-Мари по праву наследования в декабре 1737 года вступил во все светские и военные должности своего отца; помимо перечисленных выше он занял при дворе пост Великого егермейстера Франции .
27 января 1740 года его возвели в ранг кавалера ордена Золотого руна , а спустя два года, 1 января 1742 года — в ранг кавалера ордена Святого Духа . 2 июля 1743 года ему присвоено звание маршала лагеря ( фр. maréchal de camp ) (аналог последующего звания бригадного генерала ), а 2 мая 1744 года — звание генерала-лейтенанта армии короля . Луи-Жан-Мари служил под началом своего дяди, герцога де Ноай , и отважно сражался в Деттингенском сражении (1743 год) и в битве при Фонтенуа (1745 год).
После женитьбы в 1744 году молодая пара заняла апартаменты в Версальском дворце , которые прежде были в распоряжении мадам Монтеспан , их общего родственника. Герцог со своей семьёй занимал эти апартаменты вплоть до начала правления короля Людовика XVI , когда потребовалось эту площадь уступить нескольким «мадам», незамужним тётушкам нового короля.
После смерти жены при родах в 1754 году герцог Пентьевр постепенно перестал появляться при дворе в Версале, вёл весьма уединённую жизнь и был подвержен меланхолии, поскольку был глубоко огорчён её смертью, а также последовавшей затем смертью единственного сына в 1768 году. Впоследствии герцог очень тяжело перенёс известие о трагической гибели своей невестки принцессы де Ламбаль (1792 год) и о казни короля, за которую голосовал его зять Филипп Эгалите (1793 год). Герцог Пентьевр был набожен и усердно занимался благотворительностью. Во время революции герцог дал убежище в своём дворце в Со поэту Флориану , который прежде служил у него пажом и секретарём в Ане .
В разгар трагических событий Французской революции и провозглашения Первой республики герцог Пентьевр с 1792 года вместе с дочерью, оставившей мужа-гражданина, постоянно жил в своей усадьбе Бизи в Нормандии, в 70 километрах от Парижа, пользуясь широкой популярностью среди французов. Здесь же в Бизи герцог и скончался в своей кровати в марте 1793 года. Его тело тайно захоронили в Дрё , но 29 ноября 1793 года революционеры осквернили могилы усыпальницы Орлеанского дома , закопав трупы в общей могиле. Спустя месяц после смерти герцога, в апреле 1793 года, революционеры арестовали его дочь. Только в 1816 году, в период Реставрации , капелла Орлеанского дома была перестроена и в ней перезахоронили уцелевшие останки.
Главным увлечением Луи-Жан-Мари стало коллекционирование часов, которые он любил точно настраивать и ремонтировать.
В руках герцога де Пентьевр собрались огромные земельные владения, ранее принадлежавшие детям герцога Мэнского , внебрачного сына Людовика XIV и мадам Монтеспан — принцу Домбскому (умер в 1755 году) и графу д’Э (умер в 1775 году), в том числе , замок Ане , замки и дворцы в , Дрё и Жизоре . По некоторым оценкам годовой доход герцога Пентьевра составлял 6 миллионов ливров , что эквивалентно примерно 17 миллионам евро , благодаря чему герцог был одним из самых состоятельных аристократов Европы той эпохи .
В зрелые годы герцог де Пентьевр много времени проводил во дворце Рамбуйе , где он родился; он заботился о состоянии садов дворца, часто модернизируя их согласно новым течениям ландшафтного дизайна .
В декабре 1783 года герцог был вынужден уступить Рамбуйе королю Людовику XVI , который искал большое имение для охоты в лесах Ивелина , поскольку королевский охотничий замок Сен-Юбер ( фр. Château de Saint-Hubert ) стал слишком малым.
Покидая Рамбуйе, поместье где он родился и которое сильно любил, герцог де Пентьевр увёз с собой 9 гробов (останки отца и матери, своей супруги и 6 детей), которые перевёз в своё владение в Дрё . Так появилась королевская капелла в Дрё , ставшая семейным некрополем Орлеанского дома.
В качестве возмещения герцог выкупил у герцогини Шуазёль пышный неподалёку от Амбуаза , а король в 1784 году принудил финансиста Жан Жозефа Делаборда уступить герцогу свой великолепный неподалёку от Дрё . После смерти герцога в 1793 году эти владения были конфискованы как национальные имущества .
Помимо этого герцог владел замком в Блуа , замком в Амбуазе , замком в Шатонёф-сюр-Луар, а также особняком отель де Тулуз в Париже, где сейчас размещается штаб-квартира Банка Франции .
Поначалу Луи-Жан-Мари хотел взять в жёны Луизу Генриетту де Бурбон , но вдовствующая принцесса Конти отдала предпочтение герцогу Шартрскому Луи-Филиппу I . Застенчивый герцог понизил уровень своих притязаний, и в 1744 году женился на Марии Терезе Фелиците д’Эсте (1726—1754), дочери герцога Моденского и герцогини Шарлотты Аглаи Орлеанской , дочери Регента Франции . Луи-Жан-Мари не пришлось сожалеть об этом решении; их союз стал очень гармоничным, тогда как герцогиня Шартрская в дальнейшем прославилась своими похождениями и любовниками до такой степени, что при дворе сомневались в законности её детей.
В этом браке родились: