Шатапатха-брахмана
- 1 year ago
- 0
- 0
Бра́хман ( санскр. ब्रह्मन् , МФА : [ˈbrəmən] ; от बृह् , brh , «расти, нарастать, расширяться» и मन् , man , «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально (в Ригведе) — «молитва» ) — в индийской идеалистической философии , как в ведийской вообще, так и в шести школах (даршанах) индийской философии , включая йогу , понятие, обозначающее надличностный, индифферентный Абсолют , «Душу мира», первооснову всех вещей и феноменов .
Брахману не может быть дано никакое утвердительное определение, дать ему характеристику можно только через отрицание: он бесконечный , , неподвижный . Он описывается как бескачественный (ниргуна). Брахман – это принцип и источник Вселенной, который может быть определён, говоря только о том, кем он не является (в богословии это называется " апофатический принцип определения Абсолюта").
В веданте концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного «Я». При этом в Упанишадах многократно поддерживается идея трансцендентальной тождественности Атмана и Брахмана — например, в махавакье («великом изречении») «Этот Атман — Брахман» («Аям атма брахма»).
Основатель буддизма Будда Шакьямуни считал, что верящие в реальность Брахмана брахманисты схожи с « человеком, который всем рассказывает, что влюблён в самую прекрасную женщину страны, а сам между тем никогда её не видел » .