«Дуэ́ль»
— одна из самых больших по размеру
повестей
Антона Павловича Чехова
. Впервые опубликована в 1891 году в газете «
Новое время
». Действие повести происходит на
Кавказе
на берегу
Чёрного моря
.
Работа над повестью
Первое упоминание о замысле, очень напоминающем сюжет «Дуэли», находится еще в письме Чехова 1888 года. Через несколько месяцев после поездки по Кавказу, в ноябре 1888 года Чехов писал
А. С. Суворину
: «Ах, какой я начал рассказ! <…> Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллетристическую. Порядочный человек увёз от порядочного человека жену и пишет об этом своё мнение; живёт с ней — мнение; расходится — опять мнение. Мельком говорю о театре, о предрассудочности „несходства убеждений“, о
Военно-Грузинской дороге
, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о
Печорине
, об
Онегине
, о
Казбеке
». Работа над повестью была начата в конце 1890 года, сразу же по возвращении Чехова с
Сахалина
в
Москву
. Бельгийский писатель Д. Жиллес в биографии «Чехов, или разочарованный зритель», замечал по поводу этой повести, что в последние месяцы 1891 года «слабая нотка надежды проскользнула в чеховском скептицизме: он, конечно, не примкнул ни к какой доктрине, но теперь ему казалось, что научные открытия, особенно медицинские, смогут облегчить человеческую участь… Он не стал тем не менее
сциентистом
, ибо для него, кроме науки, существовали и другие ценности: красота, культура, изящество мысли
».
Издания
Повесть А. П. Чехова была впервые напечатана в 1891 году в газете «
Новое время
», в номерах № 5621, 5622, 5624, 5628, 5629, 5635, 5642, 5643, 5649, 5656, 5657 от 22, 23, 25, 29, 30 октября, 5, 12, 13, 19, 26, 27 ноября с подписью
Антон Чехов
. В 1892 году печаталась отдельным изданием А. С. Суворина, позднее вошла в собрание сочинений А. П. Чехова, издаваемое
А. Ф. Марксом
. При жизни писателя в 1892—1899 годах издавалась девять раз отдельным изданием
.
Персонажи
-
Основные персонажи:
-
Иван Андреевич Лаевский
— молодой человек лет двадцати восьми, для которого характерна бессознательная ложь
. Как пишет
А. М. Скабичевский
, он «нравственно распущенный и чувственный ленивец и бабник, … печальное наследие крепостного права»
. В конце повести с ним происходит метаморфоза, и он становится «примерным гражданином».
-
Надежда Фёдоровна
— сожительница Лаевского. По мнению
А. Л. Волынского
, она «грешница низшего разбора», изображена «тонко, умно и искусно»
.
-
Николай Васильевич фон Корен
— молодой
зоолог
. Натура твёрдая, но с идеалами несколько деспотическими
. Позитивист, транслирующий взгляды
Г. Спенсера
о всесилии
естественного отбора
, точнее, низводящий их до призыва уничтожать «выродков».
-
Второстепенные персонажи «Дуэли» не остановили на себе особого внимания критики. Хотя некоторые отмечали, что автор «мастерски», «живо», «прекрасно» изобразил второстепенных персонажей повести с их «ясной, простой душевной жизнью»
. Впоследствии кинематографическая традиция экранизаций повести глубже разработала их образы, сделав такими же яркими и запоминающимися, как и главные герои.
-
-
Александр Давидович Самойленко
— военный доктор.
-
Дьякон Победов
— только что закончивший семинарию юноша.
-
Егор Алексеевич/Илья Михайлович Кирилин
— офицер, любовник Надежды Фёдоровны.
Критика
Известный чеховский
зоил
Скабичевский
писал: «Сила художественного таланта Чехова — в мастерской обрисовке характеров, но мысли, проводимые им в последних произведениях, поражают своим убожеством. От конца повести веет фальшью и пошлостью»
. Литературный критик
Дерман А. Б.
утверждает, что в произведении «чувствуется отсутствие внутреннего убеждения автора в силе той догмы, которой он чисто насильственно подчинил действия своих героев, и отсюда безжизненность, схематичность и скомканность финала»
. К числу чеховских неудач причислял «Дуэль» и
Д. Мирский
:
Отсутствие индивидуальности у персонажей особенно заметно, когда Чехов заставляет их подолгу рассуждать на абстрактные темы. Чехов не «чувствовал идей», и его герои — когда им предоставляют слово — говорят бесцветным и скучным газетным языком. Особенно такими разглагольствованиями испорчена «Дуэль».
Бердников Г. П.
отмечает отход Чехова от «толстовского морализма», и проявление психологического анализа, «восходящий к толстовской „диалектике души“». По мере раскрытия внутреннего мира Лаевского и Надежды Федоровны выявляется «всё более острый конфликт каждого со своей совестью», и этот конфликт, по мнению литературоведа, подготавливает, обосновывает духовный очистительный кризис, который переживают они в ночь накануне дуэли
.
Экранизации
-
Дуэль
(
СССР
, 1961) режиссёры
Татьяна Березанцева
,
-
(
Великобритания
, 1963), режиссёр
Чарльз Джэрротт
(сериал «Фестиваль»)
-
(ТВ) (
ФРГ
), режиссёр
-
Плохой хороший человек
(СССР, 1973), режиссёр
Иосиф Хейфиц
, съёмки в
Евпатории
, и Гагре
-
Дуэль
(2010, режиссёр
, съёмки в
Хорватии
)
-
Несут меня кони…
(1996, режиссёр
Владимир Мотыль
, по мотивам — действие перенесено в современность)
Примечания
-
↑
Чехов А. П.
. Повесть
(рус.)
. — Примечания. Дата обращения: 15 июня 2012.
27 мая 2012 года.
-
Daniel Gillès.
Tchékhov ou le spectateur désenchanté
(фр.)
. — Julliard, 1967. — С. 206—207.
-
↑
Долженков П. Н.
Предположительный характер знаний человека о мире и о себе в творчестве Чехова. Принцип неопределённости // Чехов и позитивизм / Пётр Долженков. — 2-е изд., испр. и доп. —
М.
, 2003. — С. 24—31.
-
↑
Скабичевский А. М.
Литературная хроника. Антон Чехов — «Дуэль», повесть <…> // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. —
СПб.
;
М.
, 2006. — С. 505—506. 1-я публ.: Новости и Биржевая газета. — 1892. — 13 февраля.
-
Волынский А. Л.
Литературные заметки // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. —
СПб.
;
М.
, 2006. — С. 130—131. 1-я публ.: Северный вестник. — 1892.— № 1.
-
Гришунин А. Л., Громов М. П., Краснощекова Е. А., Лазерсон Б. И., Медриш Д. Н., Орнатская Т. И., Соколова М. А., Чудаков А. П.
от 3 декабря 2012 на
Wayback Machine
// Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Институт мировой литературы имени А. М. Горького. — Т. 7. [Рассказы. Повести], 1888—1891. —
М.
:
Наука
, 1977. — С. 611—724.
-
Дерман А. Б.
Борьба с дисгармонией художественным творчеством // Творческий портрет Чехова / А. Б. Дерман. —
М.
, 1929. — С. 206.
-
от 5 марта 2014 на
Wayback Machine
//
Мирский Д. С.
История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. —
L.
: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 551—570.
-
Бердников Г. П.
«Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни…» // Чехов / Г. Бердников. —
М.
, 1974. — С. 266—269.
Ссылки
-
. «Дуэль»: повесть
(рус.)
.
Российская государственная библиотека
. Дата обращения: 15 июня 2012. Архивировано из [http//www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/s1224693/s12246934704 оригинала] 4 марта 2016 года.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
Пьесы
|
|
Повести
|
|
Путевые записки
|
|
Под псевдонимом
«А. Чехонте»
|
Повести
|
|
Сборники
рассказов
|
|
Пьесы
|
|
|
Авторские сборники
|
|
Незаконченное/
неосуществлённое
|
|
|