Interested Article - Оттоновское возрождение


- 2021-08-06
- 1

« Оттоновское возрождение » — краткий период (в конце Х века) подъёма культурной жизни в Германии при императорах Саксонской династии — Оттонах. При дворе Оттона I возродилась Академия, где собирались просвещённые люди. Здесь развивалась литературная деятельность, переписывались рукописи, предпринимались попытки распространения знания классической латыни и римской литературы. При дворе и некоторых соборах возникли школы. Среди учителей этих школ особенно выделялся учёный монах Герберт (950—1003) — человек незнатного происхождения, один из образованнейших людей эпохи: философ , математик , музыкант, астроном . Он оставил ряд математических, философских, литературных и исторических сочинений, был учителем Оттона III , архиепископом ; в 999 г. император возвёл Герберта на папский престол под именем Сильвестра II (999—1003).
Образование распространилось не только среди клириков , но и среди мирян, причём его могли получить и мальчики, и девочки. Многие знатные дамы говорили и читали на латыни и славились своей учёностью. Наиболее известной поэтессой была Хросвита Гандерсгеймская (вторая половина X века). При Оттоне II , женатом на византийской принцессе Феофано , усилилось греческое влияние. Особую пышность и утончённость приобрёл быт двора и феодалов. Для «Оттоновского возрождения» характерно усиление культурных связей с Византией . Это особенно сказалось на расцвете книжного дела и миниатюристики , главным центром которых стал монастырь Райхенау .
Это было возрождением во всех возможных смыслах, кроме согласованной попытки возродить античность. Пропитанное религиозным пылом клюнийской реформы , оно провозглашало христоцентрическую направленность духовной энергии, глубоко чуждую универсалистской установке, которая во времена Карла Великого и Карла Лысого пыталась перекинуть мост через пропасть, разделявшую «эру, подчинённую Благодати», от «эры, подчинённой Закону», а последнюю от «эры до закона» .
См. также
Примечания
- Эрвин Панофский . . — СПб. : Азбука-классика , 2006. — С. . — ISBN 5-352-01856-3 .
Библиография
- Е. Д. Смирнова, Л. П. Сушкевич, В. А. Федосик . Средневековый мир в терминах, именах, названиях. — Минск: «Беларусь», 2001.

- 2021-08-06
- 1