Interested Article - Атомное православие

Иллюстрация к статье Егора Холмогорова Атомное Православие

Атомное православие — одна из версий русской идеи о том, что православие («традиционная конфессия») и ядерный щит являются двумя составляющими безопасности России .

Предложена Егором Холмогоровым , обосновавшим эту идею словами Владимира Путина c пресс-конференции 1 февраля 2007 года. Рассматривается как пример синтеза технического прогресса и религии в современной русской консервативной идеологии .

Появление понятия

Термин «атомное православие» появился в 1999 году как название картины Алексея Беляева-Гинтовта (в соавторстве с Андреем Молодкиным). На картине изображена всплывающая во льдах атомная подлодка с крестообразной рубкой. Полотно вошло в цикл картин «НовоНовосибирск» .

Широкую известность идея «атомного православия» получила после презентации проекта «Русская доктрина», организованной 20 августа 2007 года митрополитом Кириллом (Гундяевым) в Даниловом монастыре , где авторы доктрины предложили «скрестить православие с атомным оружием » . Но термин тогда не вошёл в лексикон власти и работы по проекту были прекращены. Не получила идея и официальной поддержки со стороны Русской православной церкви (РПЦ) — заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе разъяснил: «те взгляды, которых церковь придерживается относительно оружия, отражены в „ Основах социальной концепции “, и церковь не должна ассоциироваться с разными другими доктринами, которые возникают среди экспертов и общественных деятелей» .

Вопрос об освящении оружия массового поражения является дискуссионным для РПЦ. Высказываются полярные мнения: от утверждения, что церковь вообще не должна благословлять оружие, до защиты практики освящения любого вида оружия. В проекте документа «О практике освящения оружия в Русской православной церкви», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по церковному праву, предлагается ограничиться благословлением потому, что оно связано с тем, кому преподаётся благословение, и по этой же причине не должно «освящаться» оружие массового поражения и в целом не личное оружие . В проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», созданного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования, заявляется: «Не отражено в традиции Православной Церкви и не соответствует содержанию самого Чина благословения воинских оружий, а потому должно быть исключено из пастырской практики использование данного чинопоследования для „освящения“ любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределенного количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения» .

Базовые позиции

Из текста лекции, прочитанной Егором Холмогоровым в городе Сарове 14 июня 2007 года сотрудникам Федерального ядерного центра :

Оценка концепции

Оценка доцента Института современных языков Уппсальского университета

По мнению Марии Энгстрём, доцента Института современных языков, Уппсальский университет , 1 марта 2018 года вошло в историю как начало нового этапа развития отношений России с Западом: в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин объявил о создании Россией новейших систем ядерного вооружения , нейтрализующих военно-стратегическую гегемонию США . Эта доктрина обозначается как «консервативно-технологическая», причём консервативной является не внутренняя, а внешняя политика, направленная на усиление суверенитета РФ. Эта «космонационалистическая» модель, где культурно-технологическое благополучие, социальный порядок и открытость миру сочетаются с концепцией «осаждённой крепости» и созданием жёсткого оборонного панциря, близка к серии концепций, сформулированных радикально-консервативными футуристами :

  • «Ежовая империя» — Сергей Курёхин и Александр Дугин в середине 1990-х годов создали образ такой империи , которая бы разворачивалась вовне своими ракетами , танками и линкорами , а внутренняя жизнь страны была бы абсолютно свободной и европейской, ориентированной на лучшие образцы мировой интеллектуальной мысли и искусства;
  • «Русская доктрина» Виталия Аверьянова , Максима Калашникова и Андрея Кобякова , представленная в 2005 году, предлагает идеологию из сплава ортодоксии с инновационной экономикой , носителем которой должен выступить не либерально-демократический класс, а класс имперский, поддерживающий диктатуру сверхиндустриализма ;
  • «Атомное православие» — это миссия, обновлённая в 2007 году Егором Холмогоровым, для современной России как Третьего Рима — охранять мир от Четвёртого, который будет уже не Римом, а Вавилонской блудницей : «Быть „третьим“ — это призвание и неотменяемое место русских в истории… стоять на посту и всех возможных кандидатов на римский скипетр отгонять пинками, дубинкой и ядерными ракетами… любая „четвёртая“, не-русская идея была и будет воплощением зла и мучительным концом для мира»; Холмогоров указывает на необходимость «сопротивления злу насилием» и отмечает, что заповедь о смирении — это серьёзная опасность для русской нации и русской государственности .
Оценка профессора Школы управления, дипломатии и стратегии Междисциплинарного центра в Герцлии (Израиль)

В 2019 году вышла книга Дмитрия Адамского «Russian Nuclear Orthodoxy» — «Российское ядерное православие» — где под термином «ядерное православие» понимается и критикуется клерикализация внешней политики России, использование мессианской риторики и сращивание РПЦ и государства во втором десятилетии XXI века . РПЦ после распада СССР , по мнению Адамского, создала новое повествование ( нарратив ) о том, что российская армия предназначена не только для защиты земной родины, но и для спасения человечества: ядерное оружие переосмысливается не просто как оружие массового уничтожения , но как гарант мира, и описывается в терминах православных гимнов о Кресте Христовом — как «оружие мира». Другими значимыми аспектами «ядерного православия» являются « крещение советского прошлого » и альянс « красных и белых » в сохранении российского государства как защитника того важнейшего духовного и цивилизационного наследия, которое не должно исчезнуть с лица земли .

Оценка кандидата богословия, профессора Санкт-Петербургского университета

Из беседы Дмитрия Бабича, обозревателя радио « Радонеж », и кандидата богословия , профессора Санкт-Петербургского университета Владимира Василика : « с одной стороны, ядерное оружие — всего лишь оружие , а оружие Церковь порой благословляет — есть греческий чин благословения оружия, в древних византийских евхологиях есть чин благословения военного корабля , есть молебен воинам, идущим на брань . Но идея создания такого оружия, которое раз и навсегда напугает человечество и заставит его прекратить воевать — это антихристианская идея. Потому что тогда с человека снимается нравственная ответственность — надежда на такой технический прорыв, после которого не надо будет думать и принимать нравственные решения. С другой стороны, ядерное оружие многих напугало. Однако не надо сейчас, как в дни холодной войны , тратить бюджет государства на создание тысяч боеголовок, чтобы полностью уничтожить США и Европу — нужно иметь 2-3 ракеты, которые имеют если не 100 %, то большую вероятность преодолеть их антиракетный щит. Вот после этого они и не полезут, если у них не будет 100 % уверенности в безнаказанности, как показывает опыт 1949 ( испытание первой советской атомной бомбы ) и 1962 ( карибский кризис ) годов » [ неавторитетный источник ] .

Оценка православного журналиста издания « Русский журнал »

Отмечается сходство идей «атомного православия» (без «атомного компонента») со взглядами Иоанна (Снычева) .

Оценка доктор исторических наук, главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН

Виктор Шнирельман , доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН : « Получается, что Россия обладает „монополией на истину“ и имеет право действовать так, как считает нужным, оправдывая свои действия своей божественной миссией… Этот дискурс получил новый импульс, когда президентом США стал Дональд Трамп . Тогда христиане-евангелики объявили Америку удерживающей мир от хаоса, и это тут же вызвало протест русских православных фундаменталистов » .

См. также

Примечания

  1. . РИА Новости (1 февраля 2007). Дата обращения: 9 ноября 2019. 9 ноября 2019 года.
  2. Фор, Жюльет (Juliette Faure). . ИноСМИ.Ru . inosmi.ru (6 января 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. 9 ноября 2019 года.
  3. Гордей Петрик. . « Сноб » (13 февраля 2021). Дата обращения: 10 сентября 2023. 7 мая 2023 года.
  4. Солдатов, Александр. . Журнал «Огонёк» . ИД «Коммерсантъ» (16 сентября 2007). Дата обращения: 9 ноября 2019. 9 ноября 2019 года.
  5. Фаустова М. . Независимая газета (2 июля 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. 6 августа 2019 года.
  6. . Патриархия.ru (3 февраля 2020). Дата обращения: 10 сентября 2023. 4 февраля 2020 года.
  7. Термин Серафима Саровского
  8. См. катехон
  9. Холмогоров Е. . Русский обозреватель . www.rus-obr.ru (31 августа 2008). Дата обращения: 9 ноября 2019. 31 октября 2019 года.
  10. Энгстрём М. . Онлайн журнал "Intersection: Россия - Европа - Мир" . марта 2018). Дата обращения: 8 ноября 2019. 17 августа 2019 года.
  11. Adamsky, Dima,. . — Stanford, California. — xvi, 354 pages с. — ISBN 9781503608054 , 1503608050, 9781503608641, 1503608646.
  12. Сучков, Максим. . Журнал "Россия в глобальной политике" . globalaffairs.ru (5 июля 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. 10 июля 2019 года.
  13. Nikolas K. Gvosdev. (англ.) . The National Interest (8 июля 2019). Дата обращения: 8 ноября 2019. 15 августа 2020 года.
  14. . Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» . radonezh.ru. Дата обращения: 7 ноября 2019. 7 ноября 2019 года.
  15. Лученко Ксения. // Русский журнал. — 2011. 19 декабря 2019 года.
  16. Нейгебауэр, Жанна. . Художественно-аналитический журнал "Дискурс" . discours.io (20 августа 2019). Дата обращения: 9 ноября 2019. 9 ноября 2019 года.
Источник —

Same as Атомное православие