Interested Article - Бахушрутия
- 2021-10-07
- 1
Бахушрутия ( санскр. बहुश्रुतीय , IAST : Bahuśrutīya , в будд. традиции — «те, кто много слушал», «эрудиты») — школа раннего буддизма ветви Махасангхика .
История
Школа Бахушрутия возникла около 250 года до н. э. в результате раскола школы Гокулика . Её основал архат Яджнявалкья, призывавший своих последователей доносить истину учения Будды не только монахам, но и «непосвящённым» (притхагджана). Согласно легенде, Яджнявалкья погрузился в медитацию во времена Будды и вышел из неё через два столетия, после чего раскритиковал трактовку « Трипитаки » школой Махасангхика за её поверхностность. Последователи Бахушрутии занимались миссионерской деятельностью. Они основывали монастыри в Таксиле , Пешаваре , и . По некоторым сведениям к этой школе принадлежал известный поэт Ашвагхоша . В VII веке школа прекратила своё существование.
Доктрина
Известным теоретиком школы считается ачарья , чей труд «Сатьясиддхи-шастра» был канонизирован школой. В этом сочинении обсуждается проблема, ставшая центральной в доктрине школы, — существуют ли дхармы прошедшего и будущего времени в том же смысле, что и дхармы настоящего времени. В «Сатьясиддхи-шастре» также рассматриваются вопросы о концентрации сознания и нирване , о природе познания и «пустотности», а также о двух уровнях истины. Канон Бахушрутии состоял только из основных разделов «Трипитаки»: Виная-питаки , Сутра-питаки и Абхидхарма-питаки .
Школа Бахушрутия провозгласила трансцендентность (локоттара) природы главных пунктов учения Будды — анитья , дуккха , анатман , шуньята и нирвана , а всё остальное в буддийском учении объявили земным (лаукика). Это вызвало протест со стороны традиционной школы Стхавиравада . Последователи Бахушрутии считали, что дары следует подносить не только Будде, но и сангхе . Здесь они пытались занять среднюю позицию между взглядами школ Махищасака и Дхармагуптака . Бахушрутии также проповедовали принцип воздержанности от категоричных суждений.
См. также
Литература
- Волков С. В. // Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.; Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др. — М. : Республика , 1992.
- Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования IV в. до н. э. — II в. н. э. — М. : Восточная литература , 2004. — 415 с. — 1200 экз. — ISBN 5-02-018390-3 .
Ссылки
- . Кругосвет . Дата обращения: 31 октября 2010. 11 мая 2012 года.
- 2021-10-07
- 1