Interested Article - Эскобар-и-Мендоза, Антонио

Антонио Эскобар-и-Мендоза ( исп. Antonio Escobar у Mendoza ; лат . Antonius de Escobar et Mendoza Vallisoletanus ; 1589, Вальядолид — 4 июля 1669, Вальядолид ) — испанский иезуит , .

Биография

Поступил в орден иезуитов в возрасте 15-ти лет и скоро обратил на себя внимание строгостью жизни, познаниями и красноречием. В течение 50-ти лет ежедневно говорил проповеди. Написал свыше 40 томов i n folio . Многие из его сочинений выдержали массу изданий и были переведены на разные языки.

Эскобар умер в Вальядолиде в 1669 году, после чего десять лет спустя папа Иннокентий XI публично осудил его шестьдесят пять тезисов, а также учения других нравственных авторитетов (например, Франсиско Суареса ) как propositiones laxorum moralistarum («положения свободных моралистов»); тем не менее, это критика касалась нескольких утверждений, а не учения в целом.

Моральная философия

В своих трудах Эскобар-и-Мендоза старался обосновать иезуитскую казуистическую мораль , причем не стеснялся искажать места из Священного Писания и из отцов церкви. Он первый откровенно высказал и развил мысль, что чистота намерений оправдывает действия, порицаемые моралью и законами.

Спор с Блезом Паскалем

На его труд Summula casuum conscientiae (1627) с особенной энергией обрушился Блез Паскаль в своих знаменитых « Письмах к провинциалу » за стремление защищать свободную мораль, поскольку она основана на вероятности. Книга содержит известное изречение о том, что « чистота намерений может быть оправданием действий », которое само по себе противоречит моральному кодексу и человеческим законам; общая тенденция состоит в том, чтобы искать оправдания человеческим слабостям.

Даже папы вынуждены были осудить некоторые положения Эскобар-и-Мендозы, а иезуиты официально отказались от поддержки его взглядов, тогда как ранее он играл роль главного теоретика их морали. Учение Эскобар-и-Мендозы подверглось беспощадным насмешкам со стороны Мольера , Буало и Лафонтена .

Из его имени было даже образовано слово « escobarderie » (« эскобардерия» ), обозначающее, по объяснению словаря французской академии, « лицемерие », с помощью которого человек разрешает затруднительные вопросы совести в смысле благоприятном для своей пользы.

Труды

Эскобар-и-Мендозе принадлежат две стихотворные поэмы: « San Ignacio » (Вальядолид, 1613) и « Historia de la Virgen madre de Dios » (ib., 1618), переизданная под заглавием « Nueva Jerusalem Maria » (ib., 1625). Гораздо более замечательны его богословские сочинения « Examen у practica de confesores y penitentes » (1647, 39 изданий); « In VI caput Johannis » (Вальядолид, 1624), « Summula casuum conscientiae » (Пампелуна, 1626); « Ad Evangelia sanctorum commentarii panegyricis moralibus illustrati » (Лион, 1642—48); « Sermones vespertinales » (Лион, 1652); «Universa theologiae moralis problemata» (Лион, 1652—1663).

  • San Ignacio (1613)
  • Historia de la Virgen madre de Dios (1618)
  • In VI caput Johannis (1624)
  • Summula casuum conscientiae (1627)
  • Examen de confesores y práctica de penintentes (1630)
  • Liber theologiae moralis (1644)
  • Ad Evangelia sanctorum commentarii panegyricis moralibus illustrati (1642-1648)
  • Universae theologiae moralis problemata (1652-1666)

См. также

Примечания

  1. Swartz A. Antonio de Escobar y Mendoza // (англ.) — 2007.
  2. Antonio Escobar y Mendoza // (англ.)
  3. Antonio Escobar y Mendoza // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.

Литература

Источник —

Same as Эскобар-и-Мендоза, Антонио