Панчамакара
(
санскр.
पञ्चमकर
,
IAST
:
pañca-makara
— «Пять букв
М
»
) — тайный парный
ритуал
в тантрическом
шиваизме
и
шактизме
. Второе, менее известное и реже употребляемое, название — Панчататтва (
санскр.
पञ्चतत्त्व
,
IAST
:
pañca-tattva
—
Пять принципов
). Основная его форма заключается в последовательном предложении во время
пуджи
иштадевате
небольшого количества вина, мяса, рыбы, жареных зёрен (которые после окончания предложения съедаются) и ритуального соития. Обычно в качестве божества выступает партнёрша, которой выполняющий ритуал мужчина предлагает четыре первых элемента; пятым элементом — соитием — ритуал завершается. При этом партнёрша символизирует собой
Шакти
, а партнёр —
Шиву
, который поклоняется ей, что отражает одно из основных правил шактизма —
Шива без Шакти является трупом
:
Шива сказал:
О Богиня, без Шакти Я [был бы] всегда подобен трупу (шава). Когда Я соединён с Шакти, Я – Шива. … Я – Шива лишь благодаря единению с Шакти. Если успех (сиддхи) не достигается пребыванием с женщиной, тогда, о Всевышняя, [всё], что Я говорю – бесполезно… Следует оставить все святые места и, во что бы то ни стало, идти в общество женщины. [Ибо] сказано Мною: успех достигается лишь в обществе женщины и не иначе.
Гуптасадхана-тантра 5.10-17
)
В некоторых случаях ритуал проводят на свежем трупе (शव шава) молодого мужчины.
Составные части
-
मद्य — madya — мадья (
вино
).
-
मांस — māṃsa — мамса (
мясо
).
-
मत्स्य — matsya — матсья (
рыба
).
-
मुद्रा — mudrā —
мудра
(
жареные зёрна
).
-
मैथुन — maithuna —
майтхуна
(ритуальное соитие).
Во «
Введении в
Маханирвана-тантру
»
Артур Авалон
пишет, что в ортодоксальном,
брахманическом
или
смартизском
,
индуизме
употребление в пищу первых четырёх элементов Панчамакары (вина, мяса, рыбы и жаренных зёрен) категорически запрещено. Он так описывает Панчамакару:
Уже отмечалось, что существует три класса людей: пашу, вира и дивья. Действие
гун
, производящих эти типы, влияет (на грубом материальном плане) на животные наклонности, проявляющиеся в трех главных физических функциях — еде и питье, которыми поддерживается аннамайя-коша, и в половом сношении, которым она репродуцируется. Эти функции составляют содержание панчататтвы, или панчамакары («пяти М»), как её обычно называют, Панчататтва — это мадья (вино), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (поджаренные зерна) и майтхуна (соитие). В обычном употреблении слово «мудра» означает ритуальные жесты или положения тела в поклонении и хатха-йоге, но как один из пяти перечисленных элементов — представляет собой поджаренные зерна злаков и определяется именно таким образом: «
бхриштаданйадикам йадйад чавйанийам прачакшате са мудра катхита деви сарвешам нагананди ни
» («Йогини-тантра», гл. VI). Тантра говорит о пяти элементах, называя их панчататтвой, куладравьей, кулататтвой, а также некоторыми эзотерическими наименованиями, такими как каранавари, или тиртхавари — для вина; пятый элемент обычно называется лата-садханой (
садханой
с женщиной, или шакти). Более того, эти пять элементов имеют дополнительные различные значения в зависимости от того, частью какой садханы — тамасической (пашвачары), раджасической (вирачары) или же саттвической (дивьячары) — они являются.
—
Артур Авалон «Введение в Маханирвана-тантру»
Также запрещено и соитие не с супругой. Однако в тантре, которая в основном учит путём «
от противного
», эти пять элементов используются как своеобразный допинг. Садхака, проводящий этот ритуал, в повседневной жизни придерживается общепринятых норм и не употребляет первые четыре элемента в пищу. Он также ведёт жизнь порядочного семьянина. Однако панчамакара, согласно некоторым Тантрам, должна проводиться не с супругой, а с другой женщиной — с той, на которую указал Гуру и которая принадлежит к Куле, тантрической общине.
Описания
Существуют два основных описания панчамакары — с точки зрения Дакшиначары (Пути правой руки) и Вамачары (Пути левой руки).
Дакшиначара
В практиках дакшиначары панчамакара имеет полностью символическое описание и связана с практиками Раджа-йоги
.
-
Мадья (вино) — символизируется амритой, истекающей из головного мозга на кончик языка в процессе выполнения
кхечари-мудры
.
-
Мамса (мясо) — символизируется языком с подрезанной уздечкой, завёрнутым в носоглотку.
-
Матсья (рыба) — активация основных нади (Иды и Пингалы)
-
Мудра (жареные зёрна) — различные жесты рук (мудры), используемые при активации Кундалини.
-
Майтхуна (ритуальное соитие) — слияние Кундалини (Шакти, женского начала) с Шивой (мужское начало) в центре мозга.
Вамачара
В практиках вамачары панчамакара имеет не символическое значение, и практикующие в процессе ритуала съедают первые четыре элемента и совершают соитие.
-
Мадья (вино) — символизирует опьянение майей.
-
Мамса (мясо) — символизирует аскетизм.
-
Матсья (рыба) — символизирует эмоции.
-
Мудра (жареные зёрна) — символизирует отождествления себя с телом.
-
Майтхуна (ритуальное соитие) — слияние Шакти с Шивой.
Так же в
Деви-махатмьям
есть описание панчамакары, связанное с праздником
Наваратри
. В этом случае вино и мясо символизируют, соответственно,
асуров
Мадху и Кайтабху; рыба — асура Махишу; мудра — асура Шумбху; майтхуна — асура Нишумбху
.
Традиция и современность
Хотя в текстах тантр неоднократно говорится о необходимости проведения ритуала именно по правилам Вамачары, многие современные авторы (например,
Свами Шивананда
,
Прабхат Ранджан Саркар
и другие) не будучи знакомы с традицией тантры
, делают упор именно на праворукую панчамакару, что с точки зрения самого тантризма является неверным, так как, противоречит самому учению Тантр и выхолащивает его, часто низводя до уровня простой йогической гимнастики
.
С другой стороны, понимание под тантризмом чисто сексуальных практик (например, А.Лапин
, Л.Тетерников
, Ошо Раджниш
или Ма Ананды Сариты
) также совершенно ошибочно. Ритуал Панчамакары, как и вообще вся тантрическая традиция Вамачары, в которой он и был рождён, направлен не на получение наслаждения от табуированных пищи и секса, а на практику духовного возвышения и самосовершенствования и, в идеале, как конечный пункт, Мокши, Освобождения.
Так же ошибочно смешивать практику панчамакары и так называемый «
даосский секс
»
— это две абсолютно разные традиции, рождённые в различных культурных и языковых средах и имеющие разные цели; тантрик, практикующий панчамакару, не стремится добиться физического бессмертия: его цель —
Парамашива
.
Однако сама традиция также категорически запрещает широкое распространение практики панчамакары и строго ограничивает круг посвящённых в неё. Этот запрет основывается на тантрической идее
трибхавы
— трёх психологических типах человека —
пашу-вира-дивъя
. Сами Тантры вкладывают в уста Шивы (в Агамах) или Деви (в Нигамах) полный запрет на передачу этого знания людям
пашу-бхавы
[पशुभव — paśubhāva — животный тип] — тем, кто живёт чувствами, эмоциями, желаниями и отождествляется с телом; этот тип допускается исключительно к практикам дакшиначары, и они совершают ритуал панчамакары только символически.
Вира-бхава
[वीरभाव vīrabhāva — героический тип] (то есть те, кто уже твёрдо встал на путь тантрической садханы) допускаются с некоторыми ограничениями, часто по указанию
Гуру
, в определённые даты и с определёнными партнёршами-садхики.
Дивъя-бхава
[दिव्यभव — divyabhāva — божественный тип] (те, кто уже осознал своё единство с Шивой и
Деви
) имеют право выполнения ритуала полностью самостоятельно, так как в подавляющем большинстве сами являются главами той или иной тантрической школы или
сампрадайи
.
Так же существует деление
мантр
, гимнов и ритуальных нюансов, соотносимых с
трибхавой
— в зависимости как от индивидуального психологического типа-бхавы садхака и садхики, так и от времени проведения (имеет значение как время суток, так и тот или иной сезон календаря и другие факторы). Так же есть различия и по принадлежности к определённой шиваитской или шактийской тантрической школе или сампрадайе.
Важнейшим условием практики панчамакары является наличие авторитетного Гуру — человека, который способен не просто рассказать о ритуале, но который состоит в тантрической
парампаре
и способен подобрать шишье (
ученику
) строго индивидуальную садхану на основании личных качеств самого ученика, его внутренних предпочтений (о которых он сам часто даже не догадывается), склонностей и возможностей. Сами Тантры постоянно говорят о необходимости подобного Гуру — при этом акцентируя внимание на таком моменте, как обязательное пребывание Гуру в
дивья-бхаве
. И найти такого Гуру может лишь тот, кто в течение многих жизней осознанно практиковал те или иные тантрические практики. К сожалению, как в прошлом, так и сейчас есть очень много людей, стремящихся заработать на учении тантры
, но не способных предложить нечто большее, чем обыкновенный секс, пусть и слегка завуалированный метафизикой.
Панчататтва-махатмья
В текстах самих тантр так же неоднократно подчёркивается необходимость практики панчамакары в Кали-югу и восхваляется сам ритуал
:
-
Всегда почитай Божественную Мать посредством панчататтвы. Пуджа, совершённая без 5 М, становится колдовством [, не приносит желаемого плода, а лишь препятствия на каждом шагу — дополнение по Маханирвана-тантре]. Путём 5 М Богиня мгновенно изливает Свою милость. Через пятую [таттву] садхака становится [Самим] Шивой. В Кали-югу нет ничего равного панчататтве. Панчататтва — это высший Абсолют, панчататтва — путь в Запредельное, панчататтва — это Великая Богиня, панчататтва — это Садашива. Панчататтва — сам Брахма, панчататтва — это
Джанардана
(Вишну). Панчататтва восславлена как великая Йога, освобождающая через наслаждение. О Богиня, панчататтвой мгновенно уничтожаются десятки миллионов тяжких грехов… Там, где есть 5 М, несомненно, обитает Богиня; от [того же места,] где её нет, Мать вселенной отворачивается. Без 5 М нет счастья и Освобождения ни для шайвов, ни для вайшнавов, ни — в особенности — для шактов. Благодаря вину [садхака] радуется в Небесах, благодаря мясу превосходит всех людей, благодаря рыбе становится сыном Бхайрави, благодаря мудре достигает святости. О Богиня, высшей же таттвой (то есть майтхуной) человек обретает Единение (sAyujya). Всё это происходит тогда, когда Богиня почитается с бхакти.(
Камакхья-тантра 3. 22-31
)
-
Пусть человек вновь и вновь совершает садхану с вином, мясом, рыбой, мудрой и майтхуной — так он становится совершенным (pUrNa, «интегральным») йогином. (
Рудра-ямала 17. 160
)
-
Вино, мясо, рыба, мудра и майтхуна всегда почитаются радостными, преданными Пути Кулы. (
Меру-тантра 1. 59
)
-
Без Единения с 5 М Калика никогда не будет довольна. (
Куларатнавали; Кулапуджана-чандрика
)
-
Кто совершает поклонение Богине без 5 подношений — вина, мяса, рыбы, мудры и майтхуны — станет пищей для демониц, и каждый его шаг будет грехом. Это 5 М известны как формы пяти богов: Брахма — это вино, Вишну — мясо, Махешвара — рыба, мудра — это Ишвара, а майтхуна — Садашива. (
Махабхайрава-тантра; Каулавали-нирная 4. 27
)
-
Тот, кто почитает Чандику (Кали) без испития вина, вкушения мяса и соития с менструирующей женщиной, обретёт лишь страдания на каждом шагу. (
Шйама-рахасья 5. 85; Чиначаракрама-тантра 5. 49; Каулавали-нирная 10. 93
)
См. также
Примечания
-
В данном словосочетании используется только одно из значений слова
IAST
:
pañca-makara
(буква
М
). Другие значения смотри:
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
.
-
Все цитаты из Тантр – перевод с санскрита С. В. Лобанова и С. С. Фёдорова. Цитируется по:
Каула-тантра-санграха
. Антология текстов индуистской тантры.
М. Старклайт, 2004,
ISBN 5-901875-41-9
-
По материалам сайта
от 15 августа 2011 на
Wayback Machine
-
Артур Авалон.
. —
М.
: Старклайт, 2002. — 158 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-901875-06-0
.
13 января 2012 года.
-
Shrii Shrii Anandamurti. Discourses on Tantra. Ananda Marga. 1993 и Namah Shiváya Shántáya. Ananda Press, 1985.
-
Деви-махатмья. Перевод с санскрита, предисловие и примечания А. Игнатьева
-
Садхаки бывают трёх типов: Пашу, Вира и Дивья. Только Пашу Садхаки практикуют Панча Макары: Матсья, Мамса, Мадья, Мудра и Майтхуна (коитус). Эзотерическое значение этих пяти Макар следующее: «убить эгоизм, контролировать плоть, пить вино божественного опьянения и иметь союз с Богом Шивой». Божественная практика Дивья Садхаков ведёт к божественной жизни. Откажитесь от Пашу Вритти, животной тенденции, и поднимитесь до Дивья Вритти, или божественной природы. Цитируется по:
Свами Шивананда
,
от 3 октября 2011 на
Wayback Machine
. Перевод на русский язык, примечания, редакция: Александр Очаповский
-
Матсья-садхана тантрического йогина должна быть истолкована таким образом: «Тот, кто ест две рыбы, что плывут одна через Ганг (ида-нади), а другая через Ямуну (пингала-нади) — что значит, тот, кто ведет потоки дыхания через левую ноздрю и через правую ноздрю в трикуту и останавливает их в пурна-кумбхаке или шунья-кумбхаке — и есть матсья-садхака». Когда человек чувствует все боли и радости других как свои собственные боли и радости, это тонкое чувство называется матсья-садханой. Цитировано по:
Shrii Shrii Anandamurti
. Discourses on Tantra. A’nanda M’arga Publications (1975)
ISBN 81-7252-112-X
-
Так, согласно
от 30 сентября 2011 на
Wayback Machine
Свами Шивананды, он не являлся тантрическим дикшитой (
санскр.
दीक्षित
,
IAST
:
dīkṣit
, «посвящённый [в традицию]»)
-
The Roots of Tantra
. — Albany: State University of New York Press, 2002.
ISBN 0-7914-5306-5
ISBN 978-0-7914-5306-3
-
Андрей Лапин: Тантрический секс (2006) DVD5
-
Лев Тетерников, «
Тантра — искусство любить
. Изд. „Старклайт“, Москва, 2000, 2004, 2007.»
-
Ошо Раджниш «Секс имеет значение. От секса к сверхсознанию». ИГ «Весь», 2008 г.
ISBN 978-5-9573-0828-7
-
Ма Ананда Сарита, Ошо Раджниш «Тантрическая любовь». Москва, «Нирвана», 2005
ISBN 5-94726-043-1
-
см., например — Ник Дуглас, Ренни Слинджер, Эзотерическая эротика востока. Симферополь, «Таврия», 1990
-
см. C. В. Пахомов Тантрическая трибхава.
-
Обнаруживаются любопытные параллели между триадой пашу-вира-дивья, с одной стороны, и тройственным разделением людей в средиземноморском
гностицизме
на
гиликов
(материальных),
психиков
(душевных) и
пневматиков
(духовных). Частично тантрическая триада пересекается с популярной
масонской
классификацией
ученик-подмастерье-мастер
. Не случайно известнейший французский индолог Луи Рену сравнивает тантризм с масонством. См.: Renou L.
Religions of Ancient India
. London, 1953. P. 87.
-
Тантрические тексты соотносят идею трибхавы с гунами. Так: пашу-бхава соотносится с
тамо-гуной
; вира-бхава — с
раджа-гуной
; дивъя-бхава — с
саттва-гуной
. см. C. В. Пахомов.
Тантрическая трибхава
.
-
Так, например, средневековый индусский автор Кальхана в своем тексте «Раджа-тарангини» (7.278) приводит следующий факт: царь Каласа (живший в XI веке) охотно предавался подобным лжетантрическим «практикам», вдохновляемый своим гуру Прамадакантхой, который сам совершал отвратительные поступки, прикрываясь искаженной «тантрой», — например, совершил кровосмесительное соитие со своей собственной дочерью. Несколько позже деградации практики многих тантрических общин в Индии (особенно в Бенгалии) способствовал приток в них большого числа состоятельных людей, жаждущих лишь острых ощущений и вовсе не стремящихся практиковать настоящую садхану. (С. В. Лобанов.
Сексуальная жизнь в Тантрической Традиции и её отличие от практики «неотантри»
.)
-
pañca-tattva-māhātmyam — Восхваление пяти сущностей
Литература
-
Avalon, Arthur (Sir John Woodroffe).
Mahanirvana Tantra
.
-
Rawson, Philip.
The Art of Tantra
. Thames & Hudson Ltd. 1978
-
Renou L.
Religions of Ancient India
. London, 1953. P. 87.
-
Shrii Shrii Anandamurti (1985).
Namah Shiváya Shántáya
. Ananda Marga Press.
-
Shrii Shrii Anandamurti, 1993.
Discourses on Tantra
. Ananda Marga Press.
-
А. Авалон.
Введение в Маханирвана-тантру
.
-
Деви-бхагавата-пурана
. Перевод с санскрита, предисловие и примечания А. Игнатьева.
-
Деви-махатмья
. Перевод с санскрита, предисловие и примечания А. Игнатьева
-
Калика-пурана
. Перевод с санскрита, предисловие и примечания А. Игнатьева.
-
Каула-тантра-санграха
. Антология текстов индуистской тантры. / Пер. с санскрита С. В. Лобанова и С. С. Фёдорова.
-
С. В. Лобанов.
Всем искренне ищущим и желающим понять Тантрическую Каула-Дхарму
.
-
С. В. Лобанов.
Мамсади-шодхана
.
-
С. В. Лобанов.
Сексуальная жизнь в Тантрической Традиции и её отличие от практики «неотантри»
.
-
C. В. Пахомов.
Тантрическая трибхава
.