Interested Article - Видение святого Августина (картина Карпаччо)


- 2020-12-09
- 1
Видение святого Августина ( итал. Visione di sant'Agostino или Sant'Agostino nello studio ) — картина венецианского художника Витторе Карпаччо . Хранится в Венеции, в Скуоле ди Сан-Джорджо дельи Скьявони .
История создания

Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони («Schiavoni» на венецианском диалекте означает « славяне ») была основана в 1451 году выходцами из Далмации , в основном моряками и ремесленниками славянского происхождения. Славяне пользовались покровительством Венецианской республики , ценившей их вклад в развитие судоходства, торговли и важную роль в противостоянии Османской империи . В начале XVI века, вероятно, около 1502 года Витторе Карпаччо получил от Скуолы заказ на серию картин, посвящённых эпизодам из жития святых покровителей братства — Георгия , Трифона и Иеронима .
Сюжет
Картина стала последней в цикле из трёх картин, посвящённых святому Иерониму. Ей предшествовали две — « Святой Иероним и лев » и «Похороны святого Иеронима». Предполагая, что картины расположены во временной последовательности, Рёскин заключил, что на последней святой изображён уже после смерти в Небесной обители . Этой точки зрения придерживались до 50-х годов XX века, когда было доказано, что на картине изображён не Иероним, а святой Августин в момент, когда недавно почивший Иероним явился ему в облаке света .
Средневековая легенда о видении святого Августина появилась, вероятно, в конце XIII века и была включена, в частности, в книгу Петра де Наталибуса « Catalogus sanctorum et gestorum eorum », многократно издававшуюся в эпоху Карпаччо . Согласно легенде, Августин, ещё не зная о смерти Иеронима, решил написать ему письмо и задать некоторые вопросы богословского характера. Вдруг его келья озарилась сверхъестественным сиянием и раздался голос Иеронима, поведавший о том, что его душа рассталась с телом и теперь пребывает на Небесах. Затем он ответил на волновавшие Августина вопросы о Троице , зарождении и исхождении Сына от Отца , небесной иерархии и тому подобном .
Описание картины

Августин сидит за рабочим столом в чёрной моццетте с капюшоном, чёрном дзуккетто и белой сутане поверх красной туники . Он работает в большом помещении, воплощающем представление об идеальном кабинете ренессансного учёного-гуманиста . Кабинет Августина увенчан венецианским кессонным потолком . На карнизе деревянной обшивки стен стоят предметы светского характера: вазы, бронзовые фигурки Венеры и лошади. В центре задней стены — алтарь , на котором большая статуя воскресшего Христа, епископская митра , два подсвечника. С одной стороны висит кадило, с другой к стене прислонен епископский посох. Внутри алтаря можно увидеть литургические предметы: ладанницу , книги, сложенное облачение . На золочёной конхе над головой Христа изображён серафим . Одна дверь рядом с алтарём открыта, за нею можно разглядеть научные приборы .

В левой части комнаты стоят мягкое кресло со столиком для чтения, размышления и молитвы. На противоположной стороне, у окна, Августин сидит на возвышении за столом, заваленным книгами. Рядом можно увидеть морскую раковину, колокольчик, ножницы, два сосуда с крышками. Над столом подвешена армиллярная сфера , а в шкафчике под ним — песочные часы и книги. Ноты в правом нижнем углу картины можно прочитать — они содержат светскую и церковную музыку .
Святой Иероним на картине не показан. О его присутствии говорит яркий сверхъестественный свет, льющийся из окна справа и прочерчивающий чёткие тени на полу. В отличие от других художников средневековья и Возрождения, Карпаччо удерживается от непосредственного изображения чудес, показывая их лишь косвенно через фантастическое сияние, проникающее в комнату, и обращённые к нему взгляды святого и маленькой собачки вольпино итальяно в левой части картины .
В геометрическом центре картины расположен алтарь у задней стены, однако центр композиции смещён к правому краю полотна, туда, где находится святой Августин. Там же, чуть ниже поднятой руки святого находится точка схода перспективы .
Карпаччо, вероятно, изобразил святого Августина в облике покойного кардинала Виссариона Никейского — покровителя Скуолы, основателя библиотеки Святого Марка и, скорее всего, единственного кардинала, носившего бороду в эту эпоху. Он также был тесно связан с семьёй Паоло Валарессо, который пожертвовал мощи святого Георгия братству в 1502 году. Наконец, как выдающийся учёный Виссарион был подходящей кандидатурой на роль Августина .
Примечания
- Loren Partridge. . — Univ. of California Press, 2015. — С. Oackland, Ca.. — 372 с. — P. 69. — ISBN 978-0-520-28179-0 . 29 марта 2022 года.
- , p. 509.
- John Ruskin. . — Rahway, N.J.: Mershon Co. — С. 150—155. — 288 с.
- .
- , p. 285.
- , p. 294.
- ↑ , p. 70.
- , с. 42.
- , p. 511.
- Круковер В. И. . — М. : Эксмо, 2013. — С. 240. — 464 с. — ISBN 978-5-699-59539-6 . 30 марта 2022 года.
- , pp. 512—513.
Литература
- Валькановер Ф. Карпаччо. — М. : Слово, 1996. — С. 42—44. — 80 с. — ISBN 5-85050-107-X .
- Смирнова И. А. Витторе Карпаччо. — М. : Изобразительное искусство, 1982. — 159 с.
- Helen I. Roberts. (англ.) // The Art Bulletin. — 1959. — Vol. 41. — Iss. 4 . — P. 283–297 . — ISSN . — doi : .
- Patricia Fortini Brown. Carpaccio's St. Augustine in His Study: A Portrait within a Portrait // (англ.) . — New York: Peter Lang, 1999. — P. 507—547. — ISBN 0820422916 .

- 2020-12-09
- 1