Метод Стёрмера — Верле́
—
численный метод
решения
задачи Коши
для
дифференциальных уравнений
.
Часто используется для нахождения траектории
материальной точки
, движущейся по закону
: для вычисления траекторий частиц в моделях
молекулярной динамики
и в компьютерных играх. Метод Верле более устойчив, чем более простой
метод Эйлера
, и имеет при этом другие качества, необходимые для моделирования физических процессов в реальном времени.
История и названия
Был использован
Исааком Ньютоном
в первой книге «
Начал
» для доказательства
второго закона Кеплера
.
Назван в честь французского физика
Лу Верле
, который использовал метод для моделирования динамики молекул, и норвежского астрофизика
Карла Стёрмера
.
Метод (и эквивалентные ему) называется по-разному в зависимости от области применения
:
Основной алгоритм
Алгоритм Верле используется для вычисления следующего местоположения точки по текущему и прошлому, без использования скорости. Формула получается следующим образом. Записывается разложение в
ряд Тейлора
вектора
местоположения точки в моменты времени
и
:
-
-
где
-
— координаты точки,
-
— скорость,
-
— ускорение,
-
—
рывок
(
производная
ускорения по времени).
Сложив эти 2 уравнения и выразив
, получим
-
Таким образом, значение радиус-вектора точки может быть вычислено без знания скорости.
Особенности
Основная особенность алгоритма состоит в возможности накладывать на систему точек различные ограничения. Например, можно связать некоторые из них твёрдыми стержнями заданной длины. При этом алгоритм работает следующим образом:
-
Вычисляются новые положения тел (см. формулу выше).
-
Для каждой связи удовлетворяется соответствующее ограничение, то есть расстояние между точками делается таким, каким оно должно быть.
-
Шаг 2 повторяется несколько раз, тем самым все условия удовлетворяются (разрешается система условий).
Данный метод, несмотря на многократное повторение шага 2, очень эффективен.
Свойства
Метод является характерным методом геометрического численного интегрирования и обладает следующими свойствами
:
-
принадлежит классу одношаговых общих линейных методов;
-
имеет 2-й порядок точности;
-
является симметричным (самосопряжённым) интегратором;
-
является
симплектическим
интегратором;
-
сохраняет фазовый объём для ряда систем;
-
сохраняет линейные
первые интегралы
систем.
Может рассматриваться как:
-
метод Нюстрёма 2-го порядка;
-
композиция симплектического метода Эйлера с его сопряжённым;
-
расщепляющий метод для систем вида
;
-
разделённый
метод Рунге—Кутты
для систем
, заданный таблицами
Применение
Популярность у разработчиков компьютерных игр метод получил в 2000 году с выходом игры
Hitman: Codename 47
.
Примечания
-
↑
Ernst Hairer, Christian Lubich, Gerhard Wanner.
(англ.)
// Acta Numerica. — 2003-5. —
Vol. 12
. —
P. 399–450
. —
ISSN
. —
doi
:
.
-
↑
Ernst Hairer, Christian Lubich, Gerhard Wanner.
. — Berlin/Heidelberg: Springer-Verlag, 2006. — (Springer Series in Computational Mathematics). —
ISBN 9783540306634
.
-
Sergio Blanes, Fernando Casas.
. — Chapman and Hall/CRC, 2016-06-06. — (Monographs and Research Notes in Mathematics). —
ISBN 9781482263428
, 9781482263442.
3 июня 2018 года.
Ссылки
Метод конечных разностей
|
Общие статьи
|
|
Виды разностных схем
|
|