Interested Article - Марфа Дивеевская
- 2021-05-25
- 1
Ма́рфа Диве́евская (в миру — Мария Семёновна Милюкова ; 10 февраля 1810, деревня Погиблово, Нижегородская губерния — 21 августа 1829, Дивеевский монастырь ) — схимонахиня , шесть из девятнадцати лет своей жизни провела в Дивеевской обители . Преподобный Серафим Саровский почитал её и говорил, что она начальница над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном . Прославлена Архиерейским собором Русской православной церкви в 2004 году в лике преподобных.
Память совершается 21 августа ( 3 сентября ), а также в Соборе Дивеевских святых и в Соборе Нижегородских святых.
Биография
Детство
Мария Семёновна Милюкова родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян деревни Погиблово Ардатовского уезда Нижегородской губернии . Деревня расположена недалеко от села Дивеево и в настоящее время носит название Малиновка.
Семья Милюковых вела праведную и богоугодную жизнь, была близка к старцу Серафиму Саровскому . У Марии были старшие сестра Прасковья и брат Иван. По благословению преподобного Серафима старшая сестра Прасковья первой поступила в Дивеевскую общину и стала вести жизнь, оцениваемую, согласно критериям православной веры, как высокодуховную . Брат Иван часто ходил к батюшке Серафиму на работу, а после смерти супруги поступил в Саровскую пустынь монахом .
Поступление в Дивеевскую Казанскую общину
21 ноября 1823 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы тринадцатилетняя Мария впервые пришла к батюшке Серафиму вместе с сестрой Прасковьей. Старец, «провидя её избранным сосудом благодати Божией» , не позволил ей возвратиться домой, приказав оставаться в Дивеевской общине при Казанской церкви .
Отроковица с ранних лет начала подвизаться, отличаясь строгостью жизни и суровостью подвига, превосходящего подвиги сестер общины. Постоянно совершала молитву. Отвечала с кротостью и только на необходимые вопросы. Была почти молчальницей. Старец Серафим посвящал её во все свои откровения, будущую славу обители и другие духовные тайны.
Начало Мельничной общины
Вскоре после этого произошло новое явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму с повелением создать рядом с Казанской общиной новую общину, девичью. Она и явилась началом обители, обещанной Богородицей матушке Александре .
Через две недели после явления Божией Матери, а именно 9 декабря 1825 года, Мария вместе с одной сестрой пришли к преподобному Серафиму. Старец повёл их в дальнюю пустынь, взяв с собой восковые свечи, елей, сухари. Придя туда и став перед висевшим на стене Распятием Спасителя, батюшка подал сёстрам по одной зажжённой свече каждой, велев стать Марии с правой стороны Распятия, а Прасковье Степановне — с левой. Сам стал посредине. Так они стояли дольше часа с горящими свечами, а старец Серафим всё это время молился. Помолившись, он приложился к Распятию, велев сделать то же и сёстрам.
Это моление перед началом основания новой общины преподобный совершил с сёстрами, избранными Матерью Божией на особое служение Ей и обители.
После этого ещё четыре года подвизалась Мария, помогая создавать новую общину. Заготовляла столбы и лес для мельницы. Эту мельницу благословила построить на месте основания новой общины Царица Небесная. Поэтому и новая девичья община получила название Мельничной. Носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молола муку и совершала другие послушания, всегда при этом храня сердечную молитву.
В последний год жизни Марии новой общине были пожертвованы три десятины земли . Как только сошел снег, они были опаханы по одной борозде три раза и началось строительство Святой канавки с внутренним валом. Ко времени смерти Марии канавка уже была хорошо заметна.
Окончание подвига
Мария прожила в обители всего шесть лет. Умерла 21 августа 1829 года в девятнадцатилетнем возрасте. Незадолго до кончины приняв схимнический постриг.
Отец Серафим так говорил об её кончине: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!» .
Провидя духом её смерть батюшка Серафим жалел и плакал о ней, говоря соседу по келии отцу Павлу, что она сподобилась предстоянию у Престола Божия близ Царицы Небесной со святыми девами. И что он постриг её в схиму с именем Марфа.
Отец Серафим вызвал к себе церковницу сестру Ксению Васильевну Путкову, которая записывала разные имена для поминовения, и сказал ей поминать Марию как схимонахиню Марфу. Марфа была похоронена в гробу, собственноручно выдолбленном преподобным, в схиме и мантии и камилавке, которые он ей дал.
Мария Семёновна была высокого роста и привлекательной наружности. У неё были продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, густые, светлорусые брови и такие же волосы.
Почитание и прославление
Почитание схимонахини Марфы началось ещё при жизни самого преподобного Серафима Саровского. Он сам почитал её и других учил. С тех пор преподобная Марфа, как и другие преподобные жены Дивеевские, почитается православными.
В праздник Воздвижения Честного и Животворящаго Креста Господня , 27 сентября 2000 года, состоялось обретение святых мощей первоначальницы схимонахини Александры , схимонахини Марфы и монахини Елены . Работы начались 26 сентября после Литургии и молебна в церкви Рождества Богородицы и литии на могилках. Когда начались раскопки, стало известно, что рано утром один из приезжих священников видел три столпа: два над могилками матушки Александры и Елены, а другой — правее могилки Марфы. Действительно оказалось, что Марфа была похоронена правее того места, где стоял крест.
22 декабря 2000 года преподобные жены — первоначальницы обители были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии . Три дня перед прославлением в монастыре был особый распорядок жизни. Вечером в трех храмах служили заупокойные службы, утром — во всех храмах обители заупокойные Литургии, и почти непрерывно — панихиды в храме Рождества Христова о упокоении схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. Главные торжества проходили в Троицком соборе, где поздняя литургия совершалась архиерейским чином в сослужении более 150 священнослужителей. На малом входе было прочитано Деяние о канонизации дивеевских подвижниц и митрополит Николай осенил народ иконой с мощами преподобных Александры, Марфы и Елены. Вечером после службы мощи пронесли крестным ходом по Святой канавке с пением параклиса , а затем на два дня поставили для поклонения в Преображенском соборе .
24 декабря раки с мощами первоначальниц обители перенесли в предназначенный им преподобным Серафимом храм Рождества Богородицы.
6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вместе с двумя другими дивеевскими подвижницами, Александрой (Мельгуновой) и Еленой (Мантуровой) , определил причислить к лику общецерковных святых преподобную Марфу.
В апреле 2008 года был установлен новый праздник — Собор Дивеевских святых . Среди других святых в этот день почитается память и Марфы Дивеевской.
В честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры 21 августа 2008 года владыкой Георгием был освящен придел в Казанской церкви. День обретения мощей — 26 августа — отмечается как совместный день памяти и престольный праздник в приделе освященном в их честь.
Примечания
- ↑ . Святые покровители Нижегородской земли . Нижегородская митрополия. Дата обращения: 15 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
- ↑ . Жизнь обители . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (23 февраля 2011). Дата обращения: 17 декабря 2014. 17 декабря 2014 года.
- ↑ Архимандрит Серафим (Чичагов) . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. — М.: Паломник, 2002. — 868 с.
- . Библиотека . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 14 января 2015. 14 января 2015 года.
- Протоиерей Сергий Ильин . Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.— М.: Лествица, 2003.— 256 с. с.116
- ↑ . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая. 1903-1927 гг . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 18 декабря 2014. 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 6 декабря 2014. 9 декабря 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 5 декабря 2014. 4 марта 2016 года.
- ↑ . Святые . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Дата обращения: 17 декабря 2014. 4 марта 2016 года.
- Анастасия Шохина. . Нижегородская епархия (17 января 2009). Дата обращения: 17 декабря 2014. 17 декабря 2014 года.
- . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (26 сентября 2011). Дата обращения: 27 декабря 2014. 27 декабря 2014 года.
- . Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (26 сентября 2010). Дата обращения: 27 декабря 2014. 27 декабря 2014 года.
Литература
- Архимандрит Серафим (Чичагов) . Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. — М.: Паломник, 2002. — 868 с.
- Протоиерей Сергий Ильин . Учение прп. Серафима Саровского о Святом Духе.— М.: Лествица, 2003. — 256 с.
- Свящ. Георгий Павлович. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIV : « Маркелл II — Меркурий и Паисий». — С. 232—234. — 752 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-89572-051-6 .
Ссылки
- 2021-05-25
- 1