Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Жиро́вицкая , или Жиро́вичская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы , явившаяся в Жировичах ( Слонимский район , Гродненская область , Белоруссия ). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь ). Одна из наиболее почитаемых святынь в Белоруссии . Праздник иконы 7 (20) мая . На месте явления иконы стоит Свято-Успенский Жировичский монастырь .
Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме , и размером 5,7×4,1×0,8 см подобна камее или нагрудной иконке. Является самой малой по своим размерам из почитаемых икон Богородицы . Образ Богоматери с Младенцем представлен в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском . Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне , который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён .
Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве.
Согласно церковной традиции , икона явилась в 1470 году близ деревни Жировичи ( Слонимский район , Гродненская область ). В лесу, который тогда принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтану , дети- пастухи увидали необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Ребята подошли поближе и увидали на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастушки с благоговением взяли иконку и отнесли к своему хозяину — Александру Солтану. Тот запер её в ларец . На следующий день к Солтану пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, к своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз, и опять отнесли её Солтану. Солтан дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы .
Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1520 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но однажды крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Неё была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, причём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили .
Впоследствии, в начале XVI века , при этом храме возник православный мужской монастырь. Внук Солтана Иван Александрович начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михелевичу и переходом наследников рода Солтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко , принявший униатство. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат (Кунцевич) , будущий униатский архиепископ полоцкий. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери. В 1609 году монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года .
Когда в июне 1660 года войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой , победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах [ источник не указан 967 дней ] .
В XVIII веке слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 году в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 году фреска была отреставрирована художником Лоренцо Грамичча (да Кава), учеником римского художника В. Ломберти; выполнена её живописная копия, и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский ( подстолий мстиславский ), пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сентября 1730 года состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери — придел во имя мучеников Сергия и Вакха .
В 1726 году постановлением папского капитула , исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 года. При самой коронации иконы присутствовало 38 тысяч верующих .
Успенский храм декорировали семью большими овальными живописными композициями с изображением чудес Жировицкой иконы. 2 золотые короны (изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII ), возложил на икону униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий, в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные непосредственно с самой коронацией, взяла на себя княгиня Анна Радзивилл, мать папского посла, доставившего короны для Жировицкой иконы .
Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В XVIII веке к Жировичской иконе приезжали король Речи Посполитой Август III и последний король Польши Станислав Август Понятовский и молился перед ней .
В 1839 году монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса, происходящие от Жировичской иконы Божией Матери [ источник не указан 967 дней ] .
Во время Первой мировой войны , в 1915 году, Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву , в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву , после его закрытия — в Екатерины великомученицы мужской монастырь в городе Видное Московской области .
В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез её в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии . Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря . Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х годах XX века , паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались .
В теплое время года икона находится в местном чине иконостаса Успенского собора Жировицкого монастыря, слева от Царских врат. 4 ноября в день памяти Казанской иконы Божией Матери икона переносится в нижнюю Никольскую церковь, под левый клирос, где пребывает зимой, на его место в Успенском храме ставится копия в киоте, выполненная из змеевика по размеру оригинала в 1994 году .
На месте явления иконы находится источник, выведенный в склеп Успенского собора монастыря.
«Помощи от Тебе требующие не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем притекающим к цельбоносной иконе Твоей. Печали наша житейская утоли, Всещедрая, и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, милости источник, покров и спасение душ наших.»
— Тропарь, глас 2
Первым известным письменным пересказом сказания о Жировицкой иконе является написанная не позднее июня 1621 года униатским жировичским монахом Феодосием на старобелорусском языке рассказа «Гистория або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном пренасвятейшое девы Марии Жировицком в Повете Слонимском, вовсем згодливая, коротко выписанная и с немалою працою и старанием собранная през много грешного отца Федосия» .
В 1622 году в Вильно издана и книга «История, или рассказы людей, достойных доверия о чудотворной иконе пречистой Девы Марии Жировичской». Книга переиздавалась в Вильно в 1625, 1628, в Супрасле в 1629, 1653, 1714. В 1639 издана «История о чудотворной иконе жировичской Девы Марии». В 1644 два дня в Жировичах провел король Речи Посполитой Владислав IV с женой Цецилией Ренатой. В этом же году издана и новая книга о жировичской иконе ― А. Дубовича «Связь земных планет». В 1719 в Риме вышла книга ксендза Игнатия Володько «Пресвятая Дева Жировичская», в 1729 книга каноника Изидора Нарди «Исторические известия о копии иконы Девы Жировичской». Во второй половине XVIII выходит ещё несколько книг об иконе. В настоящее время библиография весьма обширна.
В июле 2013 года белорусскими учёными-голографистами была записана голографическая копия Жировицкой иконы Божией матери. Работа проводилась по благословению епископа Новогрудского и Лидского Гурия, наместника Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря