Богоматерь — Заступница Венгрии (Patrona Hungariae)
- 1 year ago
- 0
- 0
Богома́терь Умиле́ние Подку́бенская ( Богома́терь Умиле́ние То́лгская Подку́бенская ) — икона Богоматери XIV века из Воскресенской церкви близ села Кубенское Вологодского уезда . Почиталась местными жителями как чудотворная . В настоящее время находится в Вологодском музее-заповеднике .
Икона представляет собой доску с ковчегом , состоящую из древней срединной части с изображением Богоматери первой трети XIV века и двух новых боковых частей без изображения. Срединная часть состоит из двух досок — липовой и сосновой. При реставрации 1970-х годов были удалены две крайние сосновые доски, которые в XVI веке заменили утраченные первоначальные, и взамен изготовлены две новые доски. На торцах древних досок — остатки деревянных гвоздей, крепивших накладные торцовые шпонки ; следы накладных тыльных шпонок; две поздние врезные шпонки. Живописный слой — темпера на левкасе и паволоке .
Икона «Богоматерь Подкубенская» представляет собой вариант извода Богоматери Умиление , иконография которого в русском искусстве XIII — XIV веков весьма разнообразна. По своей трактовке она наиболее близка Богоматери Толгской . Надпись «Богоматерь Толгския» была сделана при поновлении. В то же время имеется несколько существенных отличий от типа Толгской, среди которых, в первую очередь, поза и положение ног Младенца (правая ножка приподнята и повёрнута подошвой к зрителю) и рук, держащихся за кайму мафория , и как бы приоткрывающих его .
Богоматерь изображена по пояс, чуть склонённой вправо. Младенец полусидит на Её левой руке. Склонив голову, Она левой рукой поддерживает спину Младенца, правой — Его ноги около колен. Ступня правой ножки поднята и обращена к зрителю. Левая ножка вытянута и упирается в правую руку Богоматери. Запрокинув голову, Младенец щекой и подбородком прикасается к щеке Богоматери .
Одежды Богоматери и Младенца традиционны, за исключением светлой рубашечки Христа, украшенной многочисленными свободно разбросанными мелкими геометрическими фигурками (ромбиками, точками и т. п.).
Данный иконографический извод, вероятно, имеет византийское происхождение. Наиболее близким памятником является фреска в апсиде пареклесии церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хора в Стамбуле (около 1320 года ). На византийской фреске, однако, Богоматерь изображена в полный рост и обращена влево, а Младенец держится за мафорий только правой рукой, в левой сжимая свиток. Расположение фрески лицом к сцене Воскресение — Сошествие во ад, написанной в конхе апсиды, порывистые движения Младенца, а также такие детали, как обнажённая ножка и светлая рубашечка, в которую одет Христос (символы жертвы), выказывают эсхатологический , сотериологический смысл этого образа .
Примечательно также, что изображение рук, приоткрывающих (или, напротив, прикрывающих) края одежды, часто встречается на римских надгобиях и погребальных скульптурах II—III веков из Пальмиры .
Происходит из церкви Воскресения Христова села Воскресенского, одного из двух небольших сёл, находившихся недалеко от крупного села Кубенское (в XIV—XVI веках — города Кубенского). Воскресенская церковь являлась путевой домашней церковью проезжающего мимо на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь царя Ивана IV Грозного .
До первой расчистки в 1920—1930-х годах икону приписывали Дионисию Глушицкому (XV век). После большинство специалистов стало относить её к XIV веку без уточнения авторства ( В. А. Богусевич , И. В. Федышин, Ю. А. Олсуфьев, В. Н. Лазарев). Н. А. Дёмина датировала икону первой половиной XIV века. Также были сторонники датировать икону XIII веком. В пользу датировки первой третью XIV века свидетельствуют композиция иконы (с учётом живописи XVI века на убранных боковых частях), скупой живописный язык, тяжеловесные формы относительно крупного торса Богоматери с как бы стекающими очертаниями, спрямлённые контуры фигуры Младенца .
В XVI веке утраченные оригинальные боковые доски были заменены на две новые сосновые доски, икона была записана. Первая пробная расчистка (лик Христа) была выполнена А. И. Брягиным в селе Кубенское в 1928 году. 22 апреля 1929 года поступила в Вологодский музей-заповедник . В 1929—1930-е годы А. И. Брягин продолжил раскрытие иконы в Вологодском музее.
В 1966—1974 годах в ГЦХРМ А. Н. Овчинников раскрыл первоначальную живопись на центральных досках. Боковые доски с живописью XVI века были заменены новыми без изображения .
Известно восемь икон XIV—XVI веков, принадлежащих к типу Подкубенской и одна прорись с неизвестной иконы :
Богоматерь Умиление Подкубенская из Воскресенской церкви — древнейший сохранившийся образ. Примечательно, что другие известные иконы принадлежат к несколько отличному изводу. Только на иконе из Воскресенской церкви имеются следующие отличия от всех остальных известных образов этого ряда :
Имеющиеся отличия, как считается, могут свидетельствовать о существовании у образа Богоматери Умиление XV—XVI веков общего протографа, который появился после создания Подкубенской иконы, которая в свою очередь была скопирована с более древней несохранившейся иконы, возможно, привезённой из Византии .