Interested Article - Агиосоритисса
- 2021-03-28
- 2
Агиосорити́сса ( греч. ἡ Ἁγιοσορίτισσα , происходит от названия часовни греч. Ἁγία Σορός ( Агиа Сорос — святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе ), Святорачица , Халкопратийская — один из типов изображения Богородицы без Богомладенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.
Известен по ряду византийских источников не позднее IX—X веков, получил широкое распространение в византийском искусстве XII—XV веков. Иконографически восходит к деисусной композиции, где Богородица обращается к Христу с молением (греч. деисис ) за род человеческий, отсюда ещё одно именование — Заступница . Изображения Божией Матери из деисуса исследователи также относят к типу Агиосоритисса. В греческой традиции подобные иконы именуются Параклесис ( Просительница ), чаще всего (особенно в искусствоведении) этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну.
Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис (Агиосоритиссу), в русской иконописи получил название Боголюбская (по имени князя Андрея Боголюбского ), которому, по преданию, явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на возду́хе Христу. Подлинная икона, находящаяся во Владимире, считается чудотворной . На таких иконах «восстанавливается» деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу. К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах . На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии , указывающей путь припадающим.
На Западе несколько особо чтимых икон такого типа находятся в Риме , попав в Вечный город с Востока разными путями и в разное время ( Богородица Эдесская , Божия Матерь Санлукская (Арачели) , Богоматерь Сан Систо, алтарный образ церкви Санта-Мария-ин-Виа-Лата ). Все они имеют византийское происхождение и почитаются в течение многих веков как чудотворные, привлекая православных и католических паломников из разных стран. Несмотря на то, что исследователи датируют эти изображения VIII—XIII веками, церковные летописи и легенды приписывают их авторство евангелисту Луке . В связи с этим подобный тип изображений популярен в Риме под наименованием Мадонны Адвокаты ( лат. Madonna Advocata — Мадонна призывающая) , невзирая на его восточно-христианские корни — с этих почитаемых икон было сделано довольно много списков , которые впоследствии украсили собой главные алтари католических и православных церквей по всей Италии и также прославились своими чудотворениями.
-
Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля . Феофан Грек (?). Конец XIV — начало XV века
-
Деисусная икона Богородицы. Тверь. Первая половина XV века. ЦМиАР , инв. № КП 441
-
Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими. Из старообрядческой молельной Волкова кладбища. Санкт-Петербург. XVII век
-
Божия Матерь «Эдесская» ( Мадонна ди Сант-Алессио ) из церкви Святого Алексия в Риме . Византия, XII век
-
Филермская икона Божией Матери . 46 год. Ныне в Цетинском монастыре
Примечания
- Власов В. Г. Мадонна Адвоката // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 217
Литература
- Этингоф О. Е. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 254. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- 2021-03-28
- 2