Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Старорусская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы . У верующих икона почитается чудотворной , празднования её совершаются: 4 (17) мая — день принесения копии иконы в Старую Руссу и 18 сентября ( 1 октября ) — день возвращения чудотворной иконы в Старую Руссу.
Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно.
Согласно Виленскому меcяцеслову за 1609 год , икона была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона ) в Русу (ныне Старая Русса) в 1470 году . В тот год на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря , самый древний храм в городе .
По другой версии, икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородской (позднее — Тверской губернии ). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу. Позднее эта версия активно поддерживалась тихвинцами .
Предание гласит, что в 1570 году в Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой эпидемии необходимо обменять чтимые образы Божией Матери Старой Руссы и Тихвина. Жители Тихвина обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним чудотворную икону, а в ответ пообещали прислать копию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери . На руках тихвинцы доставили икону и с крестным ходом обнесли вокруг города. Мор прекратился. Обрадованные жители поместили икону в главный храм своего монастыря . По другой версии, люди носили чудотворный образ из города в город, и, когда моровое поветрие прекратилось, оставили его в ближайшем храме, который оказался в городе Тихвине. Долгое время икона оставалась невозвращённой .
В августе 1805 года рушане начали ходатайствовать о возвращении иконы из Тихвина. Митрополит Новгородский Амвросий (Подобедов) и епископ Старорусский Евгений (Болховитинов) не возражали против возвращения святыни, но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (Князев) отказался выдать икону присланным из Старой Руссы депутатам под предлогом возможного возмущения тихвинцев. В 1806 году новое ходатайство рушан также не было удовлетворено. В марте 1808 года в Городскую Думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возвращение иконы, но оно так и не состоялось. Следующее ходатайство было подано 22 октября 1830 года императору Николаю I , но в 1831 году оно было отклонено из-за восстания военных поселенцев , которое произошло в Старой Руссе. Следующая попытка была предпринята в июне 1848 года . В Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры . Городское общество обратилось в Святейший синод с просьбой о возвращении иконы, обязуясь оставить в Тихвине копию, украшенную драгоценностями . В указе Святейшего Синода от 22 сентября 1850 года № 9855 говорилось:
Предлогами к присвоению себе принесённого из Руссы Образа тихвинцы выставляют то, что Икона три столетия находится в Тихвине и что они, по усердию своему, благолепно украсили её. Но эти обстоятельства не заключают в себе прав на присвоение, ибо на дела касательно святыни законы гражданской давности простираться не могут .
— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери
Но решение Синода оказалось вновь не в пользу рушан:
Не отвергая принадлежности Образа Руссе, оставить оный в Тихвине до времени, когда изображённая на нём Владычица всей твари, смягчив сердца тихвинцев устранит все препятствия к возвращению сего образа в Руссу, а рушанам отдать полную справедливость в искреннем желании и старании усугубить Святыню в городе своём, что служит несомненным доказательством их благочестия, предоставить просить у тихвинцев свой Образ .
— Описание перенесения Чудотворной иконы Старорусской Божией Матери
В 1888 году горожане вновь посылают очередное прошение в Священный Синод через митрополита Новгородского Исидора . При этом они обращаются за поддержкой к командующему войсками Санкт-Петербургского военного округа великому князю Владимиру Александровичу , который двадцать три года назад вместе со своим братом Алексеем Александровичем отдыхал на старорусском курорте . 29 октября 1887 года он отправил письмо в поддержку прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария. 29 марта 1888 года просьба рушан была уважена , 7 мая этого же года, спустя почти 180 лет со времени первого прошения, это решение утвердил император Александр III .
24 августа 1888 года около ста человек, не считая полуроты солдат 86-го Вильманстрандского полка , отправились за иконой. В Тихвин они также привезли точную копию Старорусской иконы с равноценными украшениями, на написание которой в кратчайшие сроки были собраны 14 500 рублей серебром. Древнюю икону в Старую Руссу несли на руках крестным ходом с молебнами. 17 сентября её принесли в Старую Руссу и разместили в Спасо-Преображенском монастыре . Она была поставлена на месте, которое занимала до перенесения в Тихвин. Во встрече иконы в Новгороде и Старой Руссе участвовал епископ Старорусский Владимир (Богоявленский) . В 1892 году в монастыре была построена церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери , куда была перенесена икона.
С приходом cоветской власти с иконы сняли серебро и драгоценности и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена .
Существуют два типа копий иконы Старорусской Божией Матери.
Древний образ, возвращенный в Старую Руссу из Тихвина в 1888 году, представлял собой увеличенный образ Одигитрии , сочетающий в себе черты двух типов иконографии — Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы . Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 260 см в высоту и 190 см в ширину .
Старорусской также иногда называют икону « Богоматерь Умиление » XIII века, приобретенную в Старой Руссе в конце XIX века Д. С. Большаковым, в настоящее время находящуюся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, но эта икона не имеет отношения к древнему образу, возвращенному из Тихвина в 1888 году .
В настоящее время под наименованием «Старорусская» особо почитается один из её условно называемых списков, предположительно выполненный в конце XVIII века, являющийся копией с копии иконы, которая весьма отличается от древней иконы, возвращенной в Старую Руссу в 1888 году .
В 1787 году , не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы. 4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор . При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе, чем на иконе 1788 года. На левой руке этого списка покоится Младенец Христос , но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток , левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око .
Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали с неё копию. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы, чем и объясняется различия в иконах. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан .
Икона при оккупации Старой Руссы немецкими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году , при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в город Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году , икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте на левом клиросе перед иконостасом. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная .
По описанию Тихвинского архимандрита Герасима в 1806 году на иконе были:
венцы на Богоматери и Предвечном Младенце серебряные, позолоченные, весом 16 фунтов. Убрус на Богоматери сделан из крупного и на половину китайского жемчуга . Из драгоценных камней: топазов белых 10, гранат 7, бирюзы 4, цветной бирюзы 4, жемчугу 144 золотника и множество мелких камней: аквамаринов , топазов, страз и прочьего.
В 1854—1855 годах выполнена новая риза для иконы, работы Ф. А. Верховцева .
Списки иконы находятся в: