Кретей (округ)
- 1 year ago
- 0
- 0
Аштасахасрика (अष्टसाहस्रिका प्रज्ञापारमिता सूत्र, «Аштасахасрика Праджняпарамита сутра», Astasähasrikäprajnäparamitäsütra : «Сутра о Запредельной Премудрости в восемь тысяч стихов-шлок») — «самый ранний махаянский канонический текст» , датированный I веком до н. э. — I веком н. э. . Местом создания сутры считается Индия или Кушанское царство .
Сутра состоит из 32 глав. Содержит беседы Будды с учениками ( Субхути , Шарипутра , Ананда ), а также с «предводителем богов» Шакрой .
Здесь вводятся понятия бодхисаттва , праджняпарамита , трех колесниц , шуньята , а также идея злого духа Мары (гл. XI), который препятствует просветлению. Кроме того, в сутре упоминается бодхисаттва Майтрейя , «великий якша » Ваджрапани (гл. XVII) и рай Абхирати (гл. XIХ).
В 179 году кушанский буддийский монах Локакшема перевел эту сутру на китайский язык . Впоследствии перевод осуществлялся в 408 году Камарадживой . В Новое время санскритский текст был опубликован в 1888 году в Калькутте и с тех пор переводился на английский ( Conze E. ), немецкий ( Walleser M. ) и французский ( Burnouf E. ) языки"
Основной смысл «запредельной мудрости» ( праджняпарамита ) сводится к следующему утверждению:
Все предметные явления тоже подобны магической иллюзии
Эта парамита мудрости руководит бодхисаттвой , превосходит остальные 5 парамит (даяние даров, нравственность, терпение, энергичность, транс ) и составляет основу дхармы . В определённой степени даже нирвана является иллюзией (хотя она также является синонимом пустоты ). Оскудение мудрости приводит к формированию кармы , попаданию существ в великий ад и гибели мира в огне. В немалой степени этому способствует Мара , однако помимо темных сил в мире действуют и благожелательные бодхисаттвы, которые помогают людям сохранить праджняпарамита . Однако их борьба сложна, так как праджняпарамита не может быть записана, а Мара может принять облик шрамана или бодхисаттвы.
благодаря пустоте всех дхарм, никакой дхармы не существует
Поскольку в основе мира лежит пустота , то его зримая часть является лишь оболочкой или иллюзией, которая обозначается как скандха или дхарма . Относительно этого не может быть подлинного знания или мудрости. В основе всех бодхисаттв лежит природа Будды или Татхагата .
В конце сутры подвергается критике аскетизм и приводится пример бодхисаттвы Дхармодгаты (гл. XXX—XXXI), который сохранял моральную чистоту и мудрость, живя насыщенной светской жизнью в своем дворце города