Interested Article - Злотников, Юрий Савельевич

Беседа с Юрием Савельевичем Злотниковым, записанная Д. Б. Споровым для Фонда "Устная история"

Юрий Савельевич Злотников ( 23 апреля 1930 , Москва 25 сентября 2016 , Москва ) — советский и российский художник - абстракционист .

Юрий Злотников считается одним из первых абстракционистов периода «оттепели» . Системный подход к организации художественного языка выделяет творчество Злотникова на фоне других проявлений абстракционизма в рамках неоавангарда , чем в некоторой степени наследует живописным системам В. В. Кандинского и П. Мондриана . Его работы оказали влияние на развитие российского современного искусства второй половины XX века и начала нынешнего столетия. В начале 60-х разрабатывает «сигнальную систему», в которой сочетал художественный подход и научные методы.

Биография

Родился в родильном доме Грауэрмана на Арбате, в семье учёного в области металлургии Савелия Львовича Злотникова и Этели Львовны Злотниковой.

С 1943 по 1950 год учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств СССР .Одновременно занимался в скульптурной студии при музее А. С. Голубкиной под руководством А. И. Григорьева. Слушал лекции в ГМИИ имени А. С. Пушкина, посещает дом Фаворских-Ефимовых.

С 1951 по 1959 год работал главным художником-дизайнером на ВДНХ в павильоне «Наука».

  • 1954—1956 гг. — работал в Большом театре в качестве стажера — декоратора, работает вместе с А.Тышлером, В. Рындиным. И. Рабиновичем,
  • 1961—1979 гг. — руководил детской изостудией Дома пионеров Ленинского района Москвы,
  • 1955—1970 гг. — сотрудничал в качестве книжного иллюстратора в московских издательствах,
  • 1974—1989 гг. — сотрудничал с мастерской эстампа комбината графических искусств МОСХ.

Член Союза художников СССР с 1974 года.

В середине 1950-х годов начал после посещения лекций по кибернетике и математике заниматься абстрактным искусством . Его интересы в ближайшем круге единомышленников разделяли художники В. Слепян и Б. Турецкий , в частности, совместно с Владимиром Слепяном проводились так называемые «сеансы одновременной живописи», которые можно назвать наиболее радикальными экспериментами в европейском искусстве тех лет, на стыке беспредметного и перформативного искусства . Он описывал Владимира Слепяна как своего единомышленника в искусстве, с которым в итоге их творческие пути разошлись: «Был один приятель — Владимир Слепян. Он учился со мной в художественной школе. Потом поступил на мехмат, потом снова вернулся к искусству. В 50-е мы немного работали вместе. Вскоре он уехал во Францию, там занимался разной деятельностью. Мы с ним были первыми абстракционистами. Но я занимался этим очень упорно. У меня возникло собственное направление, свой собственный язык. Слепян был интеллектуальным художником в более широком смысле, поэтому мы и разошлись. Да и другие художественные группы возникли позже, когда у меня уже выработался собственный язык» .

В 1956—1957 годах разрабатывал «Сигнальную систему» в изобразительном искусстве, в рамках которой происходит основательное сближение научной и художественной парадигм. Совместно с психологами он проводил эксперименты, пытаясь понять, как человеческий мозг воспринимает посылаемые картинами сигналы. В 1958 году организовал Всесоюзную выставку электросварки в павильоне «Механизация и электрификации сельского хозяйства» на основе «Сигнальной системы». Работы из серии «Сигналы» включены в коллекцию Центра Помпиду .


С начала 1960-х годов художник увлекался инженерной психологией, промышленным дизайном: делал проекты оформления школы, заводских помещений. Занимался преподавательской работой в Московском отделении Союза художников СССР , членом которого стал только в 1972 году .

В 1960–1980-е годы экспериментировал с фигуративной живописью, впоследствии вернулся к переосмыслению модернистской абстракции и создавал не только живописные работы, но и принты на холсте.

В 1998 году он получил серебряную медаль Российской Академии Художеств . Умер в Москве в 2016 году в возрасте 86 лет. Ретроспективы Юрия Злотникова были экспонированы в Государственной Третьяковской галерее , Московском музее современного искусства , Государственном Русском музее , Доме художника (Иерусалим) и др.

Работы находятся в собраниях

Персональные выставки

Групповые выставки

Цитаты

  • «Главная мысль моей работы: мы реализуем свою психическую деятельность. Искусство — это модель нашей внутренней жизни. Общение с математиками показало мне, что помимо словесных операций есть более простой язык — язык нашей физиологии. Сегодня издано много книг, абстракция стала модой. Если нас интересовало все-таки познание, то сегодня абстрактное искусство является некоторого рода позицией, несущей социальную нагрузку» Юрий Злотников, 2013.
  • Юрий Злотников
    «Моя линия в искусстве имеет семантико-научный характер, я исследовал возможности воздействия живописи на человеческое мышление. Все это сделало мою судьбу более одинокой, у меня не могло быть своего круга» Юрий Злотников, 2013.
  • «Лабораторные работы Злотникова насчитывают тысячи эскизов, листов — это как бы бесконечные снимки физических частиц в камере Вильсона. Сказать, в каком из них наконец четко различим сигнал, трудно. Суждения вкуса здесь не всегда могут быть надежным критерием, ибо красота композиции может быть обманчива, оказаться уступкой, пусть даже невольной, опыту вкуса. Приходится не столько оценивать каждую работу, сколько извлечь смысл из всей их массы и уже этот извлечённый смысл приложить к отдельной работе, дабы понять её» Александр Раппапорт , 1991 .
  • «Юрий Злотников неистов в творчестве, каждое произведение он считает шедевром и свято верит в свою неповторимость. Он много работает, до бесконечности варьируя цветом, геометрическими формами, находя в них постижимый и непостижимый смысл. Поэтому очень символична его картина, посвященная „Черному квадрату“ Малевича. Он страстно оспаривает уверенность Малевича в том, что это произведение ставит точку на цветовом отношении к миру. Юрий Злотников своими броскими, напряженными, энергичными мазками как бы разрушает „Черный квадрат“ и показывает беспредельность цветовых ощущений, знаковости и метафоричности всего окружающего мира» Евграф Кончин, 2004 .

Ссылки

Источники

  1. . ArtGuide (25 сентября 2016). Дата обращения: 25 сентября 2016. 25 сентября 2016 года.
  2. Сальников В. Почти первый русский абстракционист // Вечерняя Москва. — 2004. — 2 марта.
  3. Дьяконов В. от 5 мая 2011 на Wayback Machine // Коммерсантъ. — 2011. — 4 мая.
  4. www.adbusiness.ru. Дата обращения: 19 октября 2017. 19 октября 2017 года.
  5. . www.colta.ru. Дата обращения: 20 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  6. // Википедия. — 2018-07-16.
  7. Собств. корр. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // OpenSpace.Ru. — 2011. — 25 апр.
  8. Ковалёв А. Абстрактная природа // 7 континент. — 2007. — 7 февр.
  9. Ковалёв А. Модернизм для Матрицы // Русский журнал. — 2004. — 5 марта.
  10. . Артгид. Дата обращения: 20 октября 2017. 20 октября 2017 года.
  11. Раппапорт А. . от 8 июля 2011 на Wayback Machine // Творчество. — 1991. — № 11.
  12. Кончин Е. от 1 июня 2008 на Wayback Machine // Gif.Ru. — 2004. — 12 марта.
Источник —

Same as Злотников, Юрий Савельевич