Малько, Михаил Матвеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаил Матвеевич Шварцман ( 4 июня 1926 , Москва — 18 ноября 1997 , Москва ) — советский и российский художник , автор художественно-философской системы « Иератизм », педагог. Один из самых значительных мастеров в искусстве второй половины XX века. Живописец , график , монументалист , работал в области промышленной графики.
Михаил Матвеевич Шварцман родился 4 июня 1926 года в Москве , в семье коммерсанта Матвея Григорьевича Шварцмана и медицинского работника Рахили Исааковны Шварцман. Матвей Григорьевич был репрессирован , погиб в лагере в Нижнем Тагиле (1942 год). В связи с преследованием отца, семья Шварцманов часто переезжала. Жили в Москве, Нижнем Новгороде , в Московской области ( Челюскинская , Немчиновка , Лосиноостровская ). В Немчиновке семья жила по соседству с Казимиром Малевичем . Мать показывала Малевичу работы Михаила. Автор супрематизма одобрил первые опыты будущего создателя иератизма .
В 1944 году Михаил Шварцман был призван в армию , в строительный батальон , на 6 лет; подорвался на мине, был ранен, долго лежал в госпитале. Последние годы службы в армии (1947—1950) прошли на полигоне « Капустин Яр », месте секретных ракетных разработок.
В 1946 году Михаил женился на Никольской Ираиде Александровне. В 1951 году у них родилась дочь Надежда.
В 1950 году Шварцман поступил в Высшее Художественно-Промышленное училище (бывшее Строгановское) на монументальное отделение, затем перевелся на отделение металла . Его учителями были П. В. Кузнецов , А. В. Куприн , В. Е. Егоров. Строгановку Михаил закончил экстерном, в 1956 году.
На первых курсах Михаил увлекался византийским и древнерусским искусством: фресками , иконами . Позднее изучал Сезанна , Матисса , Дерена . Уже в это время Шварцман начал активный поиск своего пути в искусстве. Его не удовлетворяют художественные направления официального искусства того времени.
В 1957 году Шварцман переехал с семьей в город Люберцы под Москвой. В это время он работал главным художником в павильоне «Просвещение» на ВДНХ (1957—1958). В 1960-е годы Михаил брал заказы в издательствах, плодотворно занимался рекламой , плакатом , успешно участвовал во всесоюзных, московских и зарубежных выставках: в США , Голландии , Болгарии , Польше , Франции , Англии . Награжден рядом почетных дипломов и премий. В 1963 году, в соавторстве с Григорием Дауманом, Шварцман сделал четыре монументальных панно в МИФИ из цемента и смальты . Панно получили 1-ю премию на всесоюзной выставке монументального искусства . Но делом, на которое Михаил «полагал свою жизнь», была живопись.
В 1960-е годы в Люберцах зародилась концепция иератизма. В конце 1950-х годов возник цикл работ « Остранение »- первый этап формирования авторской идеи, за ним последовал цикл « Лики ». Это единственные циклы фигуративных работ мастера. На рубеже 1960—1970-х годов иератизм как художественно—философская система сложился. Пользуясь языком беспредметного искусства, Шварцман пришел к оригинальной художественной манере. Беспредметные формы он трактовал как знаки , указывающие на духовную суть различных явлений мира. Отныне Шварцман именовал свои произведения иературами , определяя их отличие как от картины , так и от иконы . Шварцман всегда очень серьезно и внимательно относился к технике живописи и материалам. Как правило, это дерево, холст , левкас , темпера . Левкас художник готовил сам. После 1988 года мастер перешел к иературам большого формата, используя оргалит и темперу.
В 1970 году Михаил Шварцман крестился ; «Я христианин по голосу сердца». Он переехал в Москву, в комнату в коммунальной квартире . Работал художник в этой же комнате, у него никогда не было собственной мастерской.
В 1966 году Михаила Шварцмана пригласили в качестве главного художника Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности . В 1985 году к мастеру приехал американский актер и купил ранний холст «Минна» и несколько рисунков. Это событие сподвигло художника уйти из СХКБ за год до пенсионного возраста и полностью посвятить себя живописи.
Девятнадцать лет работы в СХКБ были значительным периодом в жизни Шварцмана. Он набрал группу из молодых художников, с которыми, на основе иератизма, занимался разработкой товарных знаков . Со временем эта группа стала известна как «школа Шварцмана». Однако, собственно иератическую школу живописи Шварцман организовал на рубеже 1974 — 75 годов в мастерской одного из учеников, в Сокольниках . Эта школа с разным составом, перерывами и в разных помещениях просуществовала до 1991 года.
В 1977 году известный коллекционер Г. Д. Костаки приобрел работы Шварцмана и обещал «представить их миру». Однако с тех пор прошло много лет, прежде чем творчество мастера получило широкую известность. Шварцман редко и неохотно продавал свои произведения и не показывал их на выставках. Только в 1983 году он впервые представил шесть графических иератур на групповой выставке «Акварель, рисунок, эстамп» в Московском горкоме художников-графиков , членом которого он являлся.
1980-е годы — время, когда Шварцман получал различные предложения по устройству персональной выставки. 1984 год — директор в Дюссельдорфе Юрген Хартен предлагал ему выставиться в Германии , но Министерство Культуры СССР не разрешило вывоз работ мастера из Союза . В течение нескольких лет шли переговоры с директором Дойче Банка Альбрехтом Мартини о выставке Шварцмана в Бохуме , в Музее Современного Искусства, но выставка так и не состоялась. В 1988 году Шварцман отказался от предложения музея в Бостоне , так как считал, что первая выставка должна состояться в России. В 1989 году Шварцман с женой посетил Германию по приглашению от галереи Марины Зандман, где побывал в шести городах, но договоренность о выставке нигде не была достигнута.
В результате первая персональная выставка мастера «Михаил Шварцман. Иературы» состоялась в России, в 1994 году, в Государственной Третьяковской галерее . Это была широкая ретроспекция работ художника, включавшая 68 произведений живописи и 40 графики. Экспозиция достаточно полно представила весь творческий путь Шварцмана.
При жизни мастера состоялось несколько выставок: в том же 1994 году в Министерстве Иностранных Дел , затем «Товарные знаки СХКБ 1964—1984 г. г. Художественный руководитель Михаила Шварцман» в галерее на Якиманке, в Москве. В 1997 году в галерее « Дом Нащокина », в Москве, прошла выставка, где были представлены 34 живописных и 40 графических работ Шварцмана.
Круг знакомств Шварцмана был широким и разнообразным. 1960-е годы стали периодом активного общения с художниками, поэтами и музыкантами из среды неофициального искусства. Шварцман дружил с художником Марленом Шпиндлером , они вместе ходили на этюды, в музеи и на выставки. В это время он познакомился с поэтами Алексеем Крученых , Геннадием Айги , Генрихом Сапгиром , Аркадием Штейнбергом , художниками Сергеем Бархиным , Борисом Мессерером , Ильёй Кабаковым , Игорем Вулохом (в 1965 году вместе с Геннадием Айги и Михаилом Шварцманом они работали над созданием выставки к 80-летию Велимира Хлебникова в Музее Маяковского), позднее — с Савелием Ямщиковым (реставратором и культурологом), Георгием Костаки (коллекционером), Евгением Шифферсом (философом), Дмитрием Сарабьяновым (искусствоведом), музыкантом Андреем Волконским . Круг общения значительно расширился в 1970-е годы, когда Шварцман познакомился с талантливыми поэтами Москвы и Петербурга : Еленой Шварц , Виктором Кривулиным , Ольгой Седаковой , Александром Величанским , Дмитрием Бобышевым и др. В 1982 году произошла встреча с Тонино Гуэрра , дружба с которым связывала Шварцмана до конца жизни. В 1995 году Гуэрра снял о Михаиле Шварцмане фильм.
18 ноября 1997 года в 9 часов 25 минут утра Михаил Матвеевич Шварцман скончался.
Похоронен на Донском кладбище в Москве.
На рубеже XX—XXI веков творчество Шварцмана приобретает широкую известность. Проходит целый ряд персональных выставок мастера, работы Шварцмана участвуют в групповых выставках как в России, так и за рубежом, издаются каталоги и книги, посвященные его творчеству. 27 декабря 2006 года в Германии, в городе Бад-Брайзиг , был создан фонд художника « ».Сегодня наследие Шварцмана воспринимается как одно из самых крупных и оригинальных явлений в искусстве второй половины XX века.
Шварцман был художником-мыслителем. Мастер ощущал себя носителем христианской культуры и сумел найти художественное выражение своему духовному опыту. Дело своей жизни он обозначил термином «иератизм» (от греч. hieratikos — культовый, священный). Творческий процесс Шварцман понимал как священнодействие, в результате которого духовный опыт получает художественное воплощение. Мастер использовал термин, определяющий особенности канонических выразительных средств, характерных для искусства древнего мира и средневековья, но его произведения далеки как от иконы, так и от картины. Художника интересует не мир реалий в качестве воплощения божественного замысла, а мир идей, сокрытых в реалиях. Свои произведения он называл иературами (производный от названия системы термин автора).
Иература — выражение в знаковой форме таинственных законов Вселенной. Эти законы художник понимал как основополагающие, структурные свойства мироздания, управляемого божественным помыслом.
Михаил Шварцман о своем творчестве : «Работы названы в моей концепции — иературы. Иература — это монада, рожденная схождением множества знаков. Она — многопространственна. Пространство ее рождается неотвратимой жертвенной сменой знаковых метаморфоз.
Я — Иерат, тот, через которого идет, пронизывая его, вселенский знакопоток. Моё дело называется иератизм (термин мой). Иератизм — это космизм. Иератизм знаменует молчаливое имя, иератический Знак, Священный Знак Духа Господня. Знак рождается экстатически, иррационально».